- Юрий Петрович, недавно вы стали губернатором Пермской области. Можно ли сказать, что у вас сложился новый взгляд на Прикамье? Глава города Перми и губернатор области - это все-таки разные весовые категории...
- Если говорить о различии во взглядах, то оно прежде всего определяется двумя вещами: степенью информированности и зоной ответственности. Я не могу сказать, что моя степень информированности о делах в области или уровень ответственности на посту мэра Перми были недостаточными: в Перми живет третья часть НЕ селения области, здесь сконцентрирована значительна часть промышленного потенциала Прикамья. В то же время зона ответственности, конечно же, изменилась: сегодня я отвечаю за состояние дел не только в областном центре, но и во всей Пермской области. Не думаю, что эти два-три месяца как-то сильно изменили мои взгляды на область. Он формировался в течение всей жизни, которую я прожил на территории Пермской области.
Очень многое мне дали встречи в период предвыборной кампании. Я увидел, как живут люди в разных уголках Прикамья, услышал их мнения, услышал сотни наказов, советов, предложений, критических замечаний. Стараюсь ничего не забыть, все учесть. Теперь я занимаюсь тем, что создаю инструменты воздействия на ситуацию в Пермской области. В каких-то направлениях развития экономики, социальной сферы дела обстоят боле менее нормально, но в целом ряде важных н правлений администрация до территорий области практически не дотягивалась. Чиновни к жизненно важным проблемам трудовых коллективов, отдельных граждан имеют весьма и весьма отдаленное отношение.
Поэтому сейчас моя задача - создать систему, когда мы будем понимать, кто за решен каждой проблемы отвечает, как мы добиваем того, что состояние дел в Пермской области улучшается, что вообще мы понимаем под "улучшением состояния дел", какие конкретные цели ставим в промышленности, сельском хозяйстве, бюджетной сфере, в социальном обеспечении людей. Эта работа сейчас активно ведется.
Был сформирован работоспособный состав администрации, потом приступили к детальному анализу по отраслям, к оценкам ситуации в целом. И чем дальше, тем более глубоко мы стараемся разобраться в каждом вопросе. Где продвинулись больше, где-то меньше. Но задача - именно выстроить все это в систему взаимодействия администрации Пермской области администраций территорий и, в конце концов, каждого жителя Прикамья с государственной властью.
- Если говорить о кадровой политике, то насколько сильно изменился состав администрации?
- Смотря о каких изменениях говорить. Я считаю, что на мне лежит прямая ответственность за подбор заместителей губернатора. Из прежней команды на этих должностях остались двое. При назначении начальников управлений кандидатуры согласовываются со мной. Здесь кадры обновились примерно наполовину, и этот процесс еще не завершен. А дальше моя ответственность достаточно опосредованная: уважаемые мои заместители, те же самые начальники управлений должны скомплектовать свою надежную команду.
В то же время я совершенно искренне скажу вам о нашем большом недостатке: системы кадровой работы в Пермской области, в городе Перми нет. То есть каждый раз, начиная заниматься кадровыми назначениями, мы упираемся не только в то, что того-то можно уволить, а того нет: уволить можно хоть кого. Проблема в другом - кого взять на освободившееся место. Есть отрасли, где очень трудно принимать решение при назначении на должность руководителя. Нет достаточного числа опытных и авторитетных специалистов, нет системы подготовки и отбора кадров, их воспитания. Нет достаточного кадрового резерва. Это отдельная задача. Мы ею тоже будем обязательно заниматься.
- По какому принципу вы строите взаимоотношения с федеральным центром, с руководством Приволжского федерального округа?
- Принцип один - максимальная защита интересов Пермской области, ее жителей. Взаимоотношения с администрацией Президента носят корректный характер, это взаимная заинтересованность в сотрудничестве. Отношения с Приволжским федеральным округом продолжают выстраиваться по той же схеме сотрудничества. При этом появляется новая тема - это роль Перми как экономического моста между Приволжским и Уральским федеральными округами. Я очень надеюсь, что мы сможем провести в Перми встречу полномочных представителей по округам. Сейчас идет подготовка к ней. Срок после появления полномочных представителей и самих округов прошел достаточный, и мы должны определиться, как на практике происходит экономическое взаимодействие между округами. Полезно, мне кажется, на примере Пермской области посмотреть, как экономика региона интегрируется в эту новую систему деления России.
На поездки в Москву пока времени не было. Сейчас важнее разобраться с самыми острыми проблемами здесь, на месте. Мои взаимоотношения как губернатора с федеральным Правительством сейчас касаются прежде всего наиболее больных для области вопросов, например, вопросов взаимодействия с МПС, со Свердловской железной дорогой. Мы повторно направили письмо министру путей сообщения, в котором, честно говоря, пришлось предупредить о том, что по отношению к Свердловской железной дороге будет приниматься ряд мер принудительного характера в рамках действующего законодательства. Состоялась встреча с представителями Министерства промышленности, на которой обсуждалась ситуация на Камском целлюлозно-бумажном комбинате. В общем, пока взаимоотношения с правительством и министерствами касаются конкретных проблем и "узких мест", стратегические вопросы мы готовим и перед федеральной властью поставим.
- Юрий Петрович, известно, что нормативы минимальной бюджетной обеспеченности принимались в 1998 году, к сегодняшнему дню они изрядно устарели...
- Нормативами минимальной бюджетной обеспеченности мы называли норму финансирования, сложившуюся фактически. Другой разговор, что, выходя на это понятие, мы сразу же придем к тупиковой ситуации: мы эти нормативы рассчитаем и сразу же убедимся в том, что они обеспечены не на сто процентов, как это сформулировано, например, в бюджете 2000 года, а дай Бог, если на пятьдесят. Но это для принятия мер даст немного, потому что денег не прибавит. Моя позиция - бюджет должен рассчитываться и формироваться снизу, начиная с муниципалитета. И мы, прежде всего, должны понять, сколько финансовых средств необходимо каждому уровню власти, опять же начиная снизу, для полного осуществления властных полномочий. Когда полномочия есть, а финансирования, их подкрепляющего, нет, значит, и действительной ответственности не прибавляется.
- Что вы намерены предпринять в первую очередь для предотвращения неэффективного расходования бюджетных средств?
- Мы усиливаем контрольные функции. Это первое. Отдел контроля, который создан в администрации Пермской области, не только контролем над исполнением законодательных актов губернатора, как это было ранее, а будет заниматься контролем еще и над грамотным и целевым расходованием средств. Намного активнее этим займется и финансовое управление администрации области. Кроме того, надо искоренять и причины малоэффективных расходов денег из бюджета. А причина в основном одна: когда денег не хватает, это провоцирует нерациональные траты, вместо принципиального решения важного вопроса средства распыляются, что называется, затыкаем дыры, ставим все новые заплаты на "тришкином кафтане". А оглядываемся и опять разводим руками: и здесь не хватило средств и сил, и здесь не дотянули... Поэтому я убежден - должны быть четко рассчитаны объемы финансирования и столь же четко соблюдаться по объемам средств, срокам для каждого уровня власти. Но при этом ответственность должна быть максимальная. Тогда все встанет на свои места.
Записала Надежда ГОРЕВА
http://www.trutnev.ru/