В России пересчитали и проверили все нефтяные скважины. На эту работу ушло два года. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев доложил президенту о выполнении его поручения. Разобраться в скважинном хозяйстве - значит, дать стране дополнительно миллионы тонн нефти, а казне - солидные поступления. Государство теперь точно знает, сколько набурили за всю историю добычи нефти.
"248 тысяч эксплуатируемых, 64 тысяч разведочных: все скважины проверены по собственникам и по месту расположения", - доложил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным министр природных ресурсов Юрий Трутнев. "Надеюсь, что неучтенных больше нет?" - поинтересовался Путин. Трутнев заверил, что это так, за исключением скважин, открытых более 50 лет назад в регионе Кавказа: "Там ничего нет ".
В числе учтенных и самых перспективных на сегодня - Ванкорское месторождение. Его освоение идет полным ходом. Бурятся скважины, создается инфраструктура. Правда, работать приходится в экстремальных условиях, но нефтяникам - не привыкать. Они обещают начать добычу уже в следующем году.
Единственная на буровой женщина на суровый климат Заполярья не жалуется. К такой природе, говорит специалист по охране труда Любовь Сдержникова, привыкла на родном Алтае: "Мы, сибиряки, - мужественные люди, у нас есть все для того, чтобы работать. Условия для нас есть. Это просто обычная работа. Геройства здесь никакого нет, кто-то должен же помогать. И инженером по охране труда проще работать женщине, чем мужчине".
Расположенное на севере Красноярского края Ванкорское нефтяное месторождение - одно из крупнейших в России. Только разведанных запасов - полмиллиарда тонн. А судя по прогнозам геологов, еще столько же - в окрестностях. Планируется, что именно ванкорская нефть наполовину заполнит трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан. Стройка здесь началась только в прошлом году, но уже создана практически вся инфраструктура. Даже в сорокоградусные морозы не прекращали сварочные работы и не останавливали технику.
Тяжелую технику и оборудование до Ванкора можно доставить лишь водным путем в короткий летний период или по зимнику из находящегося в 200 километрах города Игарка. В середине прошлого века он должен был стать центром богатого запасами нефти района. Однако замысел так и не реализовали. Сейчас здесь живет несколько тысяч человек. Из транспортной инфраструктуры - только ветхий аэропорт. Нефтяники обещают возродить Игарку. "Это привлечение местных трудовых ресурсов, производителей, к реализации проекта", - сулит главный инженер Ванкорского месторождения Александр Назаренко.
Бурят здесь современным горизонтальным методом. Скважина идет прямо по нефтяному пласту, а не пересекает его. Таким образом и объем добычи увеличивается, и инфраструктура располагается компактно. Меньше скважин - меньше вреда природе, говорят буровики, работавшие и в более трудных условиях. "На Сахалине занимались мы таким же бурением, там даже скважины посложнее были, до 7 тысяч метров мы бурили скважины. Здесь скважины не такие сложные", - рассказывает бурильщик Андрей Кудряшов.
Высоковольтные линии через тайгу тянуть нерентабельно. Поэтому масштабы стройки можно оценить, едва только услышав ее. Мощный гул генераторов разносится на многие километры. Даже стеклопакеты, установленные в бытовках, от шума не спасают. Это, пожалуй, единственный недостаток в пусть и временных, но самых современных жилых помещениях.
Уже в следующем году ванкорская нефть дойдет до Тайшета - отправной точки трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан. И уже с нефтеналивного терминала в бухте Перевозная отправится на внешние рынки.
Алексей Баранов
28.05.2007
vesti.ru