А вот у меня, однажды, был случай, когда он наорал на меня в своём кабинете на главном конвейере, за невыполнение его личного указания. Я мог исполнить его, лишь превысив собственные полномочия, нарушив прямое указание моего непосредственного начальника Александра Григорьевича Зибарева, который перед своим отпуском дал поручение никого не пускать в ремонтируемое здание фирмы « АВТОВАЗЗАПЧАСТЬ». Николаев был тогда первым заместителем генерального директора ВАЗа. Он говорил со мной на повышенных тонах, с применением нецензурной брани и предложил мне уйти с завода. Пришлось ответить: « Не Вы меня принимали, не Вам меня и увольнять». И хлопнул дверью. Свидетелем конфликта был Дранкер Г.Ю., который потом сразу позвонил мне и сказал: « Кузьмич, что ты наделал, он же минут десять не мог придти в себя, переживал случившееся»… Приехавший из отпуска Зибарев потом всё уладил и Николаев тоже простил мой « хлопок дверью». Тут еще сыграло роль то, что у Алексея Васильевича было нормальное чувство юмора, и он всегда благосклонно относился к моим эпиграммам на вазовских руководителей.
Был случай, когда Николаев даже попросил меня подвезти его к своему рабочему месту после совещания в Промуксе, чтобы не вызывать свою служебную машину, которую отпустил час назад. Но самые хорошие воспоминания о том периоде, когда Алексей Васильевич, сразу после назначения его генеральным директором, принял предложение Зибарева А. Г. дать скидку в цене автомобилей для ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», чтобы получать «живые деньги» на зарплату заводчанам, которым завод не платил три месяца с конца 1995 года. В интервью газете «Тольятти сегодня» (17 апреля 1996 года) Николаев сказал: «Перед тольяттинским Автоцентром была поставлена задача по ускоренной реализации автомобилей по льготным ценам, с целью скорейшего поступления денег на завод для выплаты зарплаты. Директор Автоцентра Ю.Целиков вместе со своим коллективом самоотверженно взялся за это дело, и уже есть позитивные результаты. А в апреле они замахнулись на реализацию двух тысяч машин. Пока всё получается».
Кризис неплатежей Николаев сумел преодолеть и своим смелым решением временной задержкой зарплаты менеджменту, которую выплачивали уже потом, после снятия напряжения по зарплате рабочим! За это решение будут благодарны Николаеву многие ветераны всю свою жизнь. Ну, а завершу свои воспоминания тем, что в период руководства Николаева ВАЗ произвёл 4 миллиона 127 тысяч 185 автомобилей! После Алексея Васильевича уже ни одному из восьми руководителей ВАЗа не удалось превзойти эту цифру...
Ю.Целиков, ветеран ВАЗа. Директор ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» в период с 1989-1998 г.г.
Глава из книги готовящейся к изданию о Николаеве А.В., под редакцией Арцыкова В.Г.