- Юрий Федорович, вы являетесь разработчиком проекта закона "О продовольственной безопасности города Москвы", представляли его в Московской городской Думе. Как восприняли депутаты ваше выступление?
- То, что оно было встречено с неподдельным интересом - факт. Не могу сказать, что депутаты обрушили на меня шквал вопросов, но все же их было задано немало - порой весьма трудных и острых. Словом, я нахожу это предварительное обсуждение конструктивным. И надеюсь, что осенью, когда мы представим на рассмотрение московского парламента законопроект в его завершенном варианте, именно такой подход и будет доминировать на Петровке,22. Иначе быть не должно, ведь этот закон востребован самой жизнью...
- Между тем, проект федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации", который Государственная Дума принимала к рассмотрению еще в 1999 году, был, как известно, отклонен...
- Это так. Однако идея о законодательном урегулировании основ продовольственной безопасности Российской Федерации продолжает жить и рассматриваться с различных точек зрения относительно выработки подходов к ее реализации. Так, в прошлом году группой из восемнадцати депутатов Госдумы был внесен проект федерального закона "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации", одним из базовых понятий которого вновь выступала "продовольственная безопасность Российской Федерации". Законопроект был направлен на достижение нескольких фундаментальных, я бы сказал, целей. Это - установление правовых основ осуществления государственной агропродовольственной политики, регулирования агропродовольственных рынков страны, определение основных направлений развития и финансовая поддержка отечественного сельского хозяйства на среднесрочную (в течение трех лет) перспективу.
Мне представляется очень печальным тот факт, что коренной вопрос, связанный с объемом предусмотренной законопроектом финансовой поддержки сельского хозяйства, "не прошел" при рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Результатом стало снятие практически всех запланированных бюджетных средств. А это, как и в 1999 году, увело законопроект в область намерений о решении социально - экономических проблем без решения их в принципе...
- Но ведь в Москве ситуация, принципиально, извините за повтор, иная...
- Иная не только ситуация - само отношение к проблеме другое. В прошлом году, когда наш Департамент вышел с инициативой разработки законопроекта "О продовольственной безопасности города Москвы", мы получили полную поддержку Правительства Москвы и лично Юрия Михайловича Лужкова. Отмечу, что задача разработки такого законодательного акта содержится в Плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города на текущий год, который утвержден распоряжением столичного градоначальника. Новый импульс ее решению дала Концепция совершенствования законодательства, рассмотренная на заседании Правительства Москвы в конце марта. В ней прямо говорится о необходимости разработки комплексного законодательного акта в области обеспечения продовольственной безопасности и организации продовольственного снабжения города Москвы как о задаче ближайшей перспективы.
- Юрий Федорович, я живо представляю себе нашего читателя, который наверняка спросит: "А что ж это такое - продовольственная безопасность?"
- Вопрос в самом деле законный. Вот для ответа на него мы, собственно, предпринимаем публикацию в этом номере "Московской торговли" полного текста законопроекта. Так что все, кого занимает этот вопрос, имеют с этого дня возможность обратиться непосредственно к первоисточнику.
Кстати сказать, на вопрос о формулировке понятия "продовольственная безопасность" мне пришлось отвечать и после своего выступления в Московской городской Думе. Поскольку моя личная трактовка этого понятия воплотилась в тексте законопроекта, я счел за лучшее сослаться на формулировки признанных авторитетов в этой области. Например, академик Россельхозакадемии Ушачев определяет продовольственную безопасность как способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность населения. Руководитель отдела Института США и Канады Черняков убежден в том, что это понятие должно быть сформулировано как обеспечение жизненно важными продуктами питания из собственных источников и доступность его всем гражданам страны в объемах и ассортименте, максимально удовлетворяющих необходимые и полезные потребности. А в проекте федерального закона, о котором мы уже говорили, содержалась следующая формулировка: "Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни". Естественно, эти и другие формулировки были нами тщательно проработаны и учтены при подготовке текста законопроекта.
- Искренне желаю вам, чтобы этот законопроект как можно скорее обрел силу Закона. Но жизнь продолжается...
- За пожелание - спасибо. А, жизнь, конечно, идет своим чередом. И наш Департамент продолжает повседневную работу по укреплению продовольственной безопасности столицы, сохранению устойчивого, гарантированного обеспечения москвичей жизненно важными видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым ценам.
Это основная цель продовольственной политики города, в достижении которой принимают деятельное участие органы исполнительной власти и предприятия оптового продовольственного комплекса столицы при поддержке Центрального Федерального округа и Минсельхоза России. Кстати, руководители этих структур также активно поддерживают нашу инициативу о разработке московского закона о продовольственной безопасности.
Вопросы задавал Владимир Коржавых
www.mosprod.ru
14.09.2005