Рынок упаковки сильно сегментирован. Каждый производитель находит свою нишу, специализируясь на отдельных видах упаковочной продукции. О российском рынке высококачественной картонной упаковки рассказывает генеральный директор типографии "Харменс" (Новосибирск) ЮРИЙ ВЕРЕЩАГИН.
ОАО "Харменс" разрабатывает и изготавливает картонную упаковку, этикетку, рекламно-акцидентную полиграфическую продукцию, журналы, книги. Владельцем 63% акций компании по состоянию на 1 апреля 2005 года является генеральный директор ОАО Юрий Верещагин.
По итогам первого квартала 2005 года выручка компании составила 108,28 млн руб., чистая прибыль - 290 тыс. руб., суммарные активы предприятия составили 132,43 млн руб.
Генеральный директор ОАО "Харменс" Юрий Верещагин
- Какова на сегодняшний день ситуация на новосибирском рынке картонной упаковки и каковы его основные тенденции?
- Рынок упаковки в целом, в том числе и рынок картонной упаковки, развивается весьма динамично. Сейчас все производители стремятся хорошо упаковывать свой товар. Это они делают как минимум по двум соображениям.
Согласно исследованиям специалистов-маркетологов, примерно 70% всех покупок в мире делается на основании внешнего вида упаковки. То есть когда человек приходит в магазин, он смотрит на упаковку, у него возникают побудительные ассоциации, и он покупает. Конечно, при выборе однотипной продукции одной ценовой категории человек выберет более красивую упаковку.
Вторая важная функция упаковки - сохранность продукта. Производитель желает, чтобы продукт хранился как можно дольше. Хорошая упаковка увеличивает срок реализации продукта.
В силу того, что доходы населения растут, растет и потребление. Это стимулирует развитие производства новых товаров, которым также требуется своя упаковка.
Если говорить о Новосибирске, то стоит сказать, что мощный толчок развитию рынка картонной упаковки обеспечивает появление крупных торговых сетей и супермаркетов. Особенность этих магазинов заключается в том, что весь ассортимент выложен на полках, а покупатели сами выбирают то, что им нужно.
- Для каких отраслей вы производите продукцию?
- Наши основные позиции - это фармацевтика, кондитерская промышленность, пищевая промышленность: крупы, каши, макароны, сигареты, стиральные порошки и многое другое, вплоть до нижнего белья. Везде используются картон и элементы картонной упаковки наряду с пластиком и другими комбинированными материалами. Очень сильно развивается рынок замороженных пищевых продуктов. В супермаркете можно увидеть и блинчики, и пельмени, и котлеты, полуфабрикаты и т.д. Растет объем рынка, открываются новые направления.
- Расскажите о наиболее существенных событиях на местном рынке, которые случились в этом году?
- Одним из крупнейших событий стала установка в нашей типографии новой печатной машины Speedmaster CD 102-5+L производства германской компании "Гейдельберг". Это ведущий мировой производитель печатного оборудования.
Оборудование приобретено в лизинг, все расходы вместе с таможенными отчислениями, монтажом и запуском обошлись нам примерно в 2 млн евро.
На сегодняшний день в Новосибирске действует шесть подобных машин, причем три из них принадлежат типографии "Харменс". Пущенная нами модель - это первая из данного класса за Уралом. Она предназначена в первую очередь для промышленной печати упаковочной продукции. Печатная машина рассчитана на печать 15 тыс. оттисков в час на бумаге толщиной 0,03-1 мм, имеет формат 72 на 102 см и обладает возможностью сплошной и выборочной водно-дисперсионной лакировки. С введением в эксплуатацию печатной машины мы делаем следующий шаг, чтобы стать типографией национального уровня.
- Как складываются ваши отношения с другими участниками рынка?
- Все зависит от того, как они ведут себя на рынке. Упаковочная отрасль - одна из многих отраслей, которая стремится к консолидации, но где есть место и для независимых игроков.
На сегодняшний день на региональном рынке крупных производителей картонной упаковки можно пересчитать по пальцам одной руки. К нам приходят производители из других регионов. Москвичи также весьма активно интересуются сибирским рынком, расценивают его как весьма перспективный. Однако их присутствие ограничивается пока лишь заказами у местных товаропроизводителей. Мы спокойно относимся к приходу новых игроков на наш рынок и готовы к этому: закупаем новые машины, обновляем мощности, расширяем производство. Мы сами ведем достаточно активную экспансию из Новосибирска в другие регионы, поставляем продукцию от Владивостока до Москвы.
- Обычно введение новой упаковки ведет к удорожанию продукции. Что вы об этом думаете?
- Да, конечно. А как иначе?! На самом деле упаковка нужна как производителю, так и потребителям. Упаковка выгодна производителю: чем меньше фасовка, тем выше норма прибыли. Это ни для кого не секрет. Возьмите те же фисташки, семечки, снэки. На некоторых фасовках стоимость упаковки оказывается дороже стоимости самого продукта! Но отказаться от упаковки невозможно, иначе продукт вы не продадите. На упаковке зарабатывают многие: и производитель, и фасовщик, и магазин, не говоря уже о нас.
Но качественная упаковка нужна и потребителю. Упаковка и различная фасовка решают проблему сохранности продукта - человек купил столько, сколько ему нужно. Ему не нужно делать запасы, ведь покупка товаров впрок тоже ведет к их удорожанию.
- Каковы сегодня тенденции с точки зрения изменения в формате и дизайне упаковки? Что нового предлагают участники рынка?
- Прежде всего хочу отметить, что растет разнообразие упаковочных материалов, фасовок. Тенденция видна невооруженным глазом: улучшается дизайн, упаковка стала более красочной. Причем этот кардинальный скачок произошел за короткий период. Вспомните, что было в магазинах пять лет назад - сплошь серые коробки!
Но говорить о моде на какие-то стили не приходится. Скажу так: модна та упаковка, в которой хорошо продается товар. Это, пожалуй, единственный критерий, который определяет направления в дизайне упаковки. Иными словами, тенденции развития упаковки определяет покупатель. Товар идет на ура - значит, упаковка хорошо сделана. Именно она донесла до покупателя смысл того, что лежит внутри, и стимулировала покупку данного товара. Но если упаковка не продается, то это плохая упаковка, в каком бы стиле она ни была сделана.
Например, производители конфет довольно часто меняют упаковку на свою продукцию. Это один из самых динамичных рынков. Как только конкуренты выпускают похожие конфеты с похожей упаковкой на продаваемую линейку, представители фабрики приходят к нам и просят создать новую упаковку.
Но и у кондитеров есть устойчивые брэнды, где не стоит торопиться со сменой упаковки. Возьмем всем хорошо знакомую коробку конфет "Птичье молоко". Дизайн коробки не меняется уже лет сорок. Всякие попытки заменить коробку приводят к падению объемов продаж. Люди привыкли к этой коробке, хотя дизайн там, скажем откровенно, никакой. Поэтому можно долго спорить по поводу дизайна, но если товар покупается - это то, что нужно покупателю и продавцу.
- Каковы перспективы развития рынка картонной упаковки и ваши планы на будущее?
- Перспективы самые оптимистичные. С появлением новой печатной машины наши возможности существенно возросли. Мы подняли скорость печати, возросла производительность, соответственно, возросли и объемы производства. 16 ноября мы провели презентацию печатной машины. К нам приехали десятки постоянных и потенциальных клиентов практически со всех крупных городов Сибири и Урала. Обсуждали новые заказы с учетом наших возросших возможностей. К тому же у нас есть серьезное конкурентное преимущество перед другими участниками рынка: "Харменс" - единственная за Уралом типография, сертифицированная по международным стандартам. В 2002 году мы прошли сертификацию на соответствие международному стандарту по Системе менеджмента качества ISO-2001, а в этом году прошли ресертификацию. В условиях, когда на наш рынок приходят иностранные игроки, и с выходом в другие регионы наличие международного сертификата играет существенную роль. Поэтому мы активно выигрываем тендеры и расширяем свое присутствие на рынке.
02.12.2005
com.sibpress.ru