Особые экономические зоны могут превратиться в объекты повышенной взяткоемкости
Первые особые экономические зоны (ОЭЗ) в России заработают в конце 2007-го или начале 2008 года. Об этом вчера сообщил журналистам глава только что созданного Федерального агентства по особым экономическим зонам (ФАОЭЗ) Юрий Жданов. В его ведомстве, функционирующем в составе Минэкономразвития, будут заняты более сотни чиновников. Однако ОЭЗ в обозримой перспективе не окажут сколько-нибудь значительного влияния на общую экономическую ситуацию в стране.
В сентябре 2005 года среди субъектов Федерации объявляется конкурс по технико-внедренческим и промышленно-производственным зонам, а до конца года отбор претендентов на размещение ОЭЗ будет завершен. В бюджете-2006 на создание таких зон, по словам г-на Жданова, выделяется около 8 млрд. руб. При этом провозглашаются высокие цели: создать конкурентоспособное высокотехнологичное производство, выпускать готовые продукты, которые будут пользоваться спросом на мировом рынке и в России. Заодно власти надеются привлечь с помощью высокой зарплаты отечественных специалистов самой высокой квалификации и тем самым остановить так называемую утечку мозгов.
А вот по поводу эффективности идеи г-н Жданов высказался более чем сдержанно. `Мы не ставим своей целью поднять экономику страны, - отметил чиновник. - На первых порах мы создаем менее десятка точек роста самого современного производства`. Какую конкретно продукцию будут производить в ОЭЗ, г-н Жданов, судя по всему, еще не знает. Известно лишь, что закон запрещает использование недр, разработку полезных ископаемых, производство подакцизных товаров.
`ОЭЗ будут заниматься всем тем, что не запрещено законом, - обтекаемо сформулировал перспективы чиновник. - Конечно, в первую очередь мы рассчитываем развивать биотехнологию, нанотехнологию и информационные технологии. В Новосибирске, например, ученые вплотную подошли к промышленному производству уникальных наукоемких конкурентоспособных продуктов. Нужно только чуть-чуть им помочь. На это как раз и сориентированы ОЭЗ в Новосибирске`.
Кроме Новосибирска наиболее вероятными кандидатами на размещение технико-внедренческих зон, по словам г-на Жданова, являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Томск. Если говорить о промышленно-производственных ОЭЗ, то они могут быть расположены на Дальнем Востоке, в Сибири и в регионах Поволжья. В дополнение к двум вышеназванным зональным типам добавляются и свободные зоны туризма. Правда, никакой конкретной информации о них г-н Жданов также не сообщил.
Многие специалисты предрекают, что ОЭЗ будут использоваться и как лазейки для ухода российских компаний от налогов. Вновь назначенный руководитель ФАОЭЗ не стал отрицать, что такая возможность все же существует. `Это проблема номер один, - признал он. - Мы над ней работаем. Сейчас из закона убрали понятие `резидент вне экономической зоны`, хотя многие настаивали на том, чтобы его оставить. Тем не менее российская компания зарегистрировать свой филиал в ОЭЗ все же сможет, если выполнит условия конкурса и представит соответствующий бизнес-план. К тому же российским резидентам придется получить разрешение о регистрации в ОЭЗ у правительства`.
Зону можно расположить практически в любом регионе, а субъектов РФ, желающих это сделать, уже сегодня значительно больше, чем потенциальных инвесторов. Кого из претендентов и по каким соображениям чиновник Минэкономразвития выберет из длинного списка? Здесь, на наш взгляд, возникает необъятное поле для злоупотреблений. На вопрос `Новых Известий`, не станут ли ОЭЗ особо коррумпированными точками, Юрий Жданов ответил, что определение местонахождения зон - творчество коллективное. `Это будет не мое мнение, не мнение министра экономики или еще какого-то госчиновника, - утверждает он. - О коррупционной опасности мы думаем постоянно и не должны допустить разворовывания бюджетных средств и инвестиций. Будем стараться сделать все, чтобы эту идею не изгадить`.
СПРАВКА
Юрий ЖДАНОВ родился в 1963 году. Окончил Военный краснознаменный институт (ВКИ) Министерства обороны СССР по специальности военный юрист. В 1985-1993 годах следователь военной прокуратуры. В 1993-1995 годах преподавал международное право. В 1995-2003 годах работал в центральном аппарате МВД, возглавлял Московскую академию МВД России. С 1998 года - официальный представитель России в Европейском комитете по проблемам борьбы с преступностью Совета Европы. В 2000-2003 годах работал в президентских структурах. В 2002-2004 годах заместитель министра экономразвития и торговли с оставлением в кадрах МВД России. В 2004 году несколько месяцев был первым заместителем председателя Государственного таможенного комитета России. С 2004 по 2005 год председатель совета директоров московского строительного холдинга `СУ-155`. С мая 2005 года - помощник председателя правительства России. Генерал-лейтенант, доктор юридических наук.
3 августа 2005 г.
ВАЛЕРИЙ ВИРКУНЕН, `Новые Известия`