За что Мединский хочет восславить палача нашего народа?

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 июня 2015, 00:07 — REGNUM  В периодически возникающих в Санкт-Петербурге или в связи с ним инициативах «увековечивания памяти» Карла Маннергейма есть какая-то неизбывная провинциальность. И она тем более печальна, что это провинциальность не провинции по отношению к метрополии, а метрополии по отношению к бывшей провинции, а сегодня — части чужого союза. Я не говорю о экспозициях об этом финском военном и государственном деятеле в музеях или частных заведениях или об издании книг о нём — в конце концов, Маннергейм прожил долгую, насыщенную и небезынтересную жизнь. Провинциальным мне представляется желание показать, что его фигура имеет какое-то особое значение и для города на Неве, и для нашей, русской, культурно-исторической памяти.

Как известно, в 2009 году попытка установить в память о Маннергейме доску на доме, где он некоторое время проживал в Петербурге перед Русско-японской войной, встретила совершенно обоснованное сопротивление петербуржцев-ленинградцев. Власти тогда посчитали, что настаивать нецелесообразно. На этот раз мемориальную доску планируют установить на фасаде здания по адресу Галерная, 31, которое Маннергейм посещал в 1906 году, являясь слушателем краткосрочных курсов находившейся в нем Академии Генштаба. Сегодня в этом здании также находится учреждение Минобороны России. Другими словами, взята установка на то, чтобы увековечить Маннергейма именно в качестве достойного исторического сослуживца современных российских офицеров.

Примечательно также, что теперь инициатива исходит сугубо из Москвы, от Российского военно-исторического общества, возглавляемого министром культуры Владимиром Мединским. Помнится, несколько лет тому назад он настаивал, говоря о блокаде Ленинграда, что «смерть почти миллиона жителей города от голода стала возможна потому, что финны замкнули свою половину кольца» и что «Маннергейм… дружил с Третьим рейхом не за страх, а за совесть». Теперь, видимо, у него «концепция поменялась». А вот у сторонников своего рода «культа Маннергейма» в Северной столице и, как мы видим, не только в ней она, похоже, не только остается прежней, но и укрепляется.

Основные факты, имеющие отношение к тому, кем был Маннергейм до и после 1917 года, хорошо известны не только историкам. Понятно, что кое-какие немаловажные документы по предвоенному и военному времени в широком обороте всё еще отсутствуют, но если картина и будет меняться, то только в худшую для имени Маннергейма сторону. Поэтому вряд ли кто-то всерьез рассчитывает, что думающие люди поверят россказням о финском главнокомандующем как чуть ли не о «спасителе» Ленинграда в годы блокады или о том, что финны «остановились на старой границе», и тем более — что в решении о выходе Финляндии из войны с СССР преобладала добрая воля, а не удушающие военные и экономические обстоятельства. Или что они будут особенно умиляться трепетному отношению Маннергейма к последнему российскому императору, чей портрет якобы он всегда держал на своём рабочем столе

Даже если бы Маннергейм был выдающимся российским военным и его след в изучении Китая и Монголии превзошёл сделанное другими действительно выдающимися российскими путешественниками и исследователями, даже в этом случае решение о сохранении памяти о нём в архитектурных формах в нашей второй столице было бы не чем иным, как свидетельством утери историко-культурного иммунитета. Мы не имеем права забывать ни об общей роли Маннергейма как союзника нацистов, ни о таких деталях, как, например, его согласие с осуществлением немцами осенью 1942 года с территории Финляндии попытки перерезать «Дорогу жизни». Или авианалёты на Ленинград, которые тоже осуществлялась с финской территории. Или о том факте, что в Финляндии в годы войны использовался принудительный труд советских граждан, ввезённых туда с территории Ленинградской области и Эстонии.

Повторю ещё раз: можно отдать Маннергейму дань памяти на территории Финляндии (хотя он и не является бесспорным национальным героем для всех финнов), можно интересоваться его жизнью и творчеством, но переводить его в категорию достойных доброй памяти соотечественников мы не имеем права. Мы же не прославляем пошедшего на союз с Гитлером П. Н. Краснова, хотя он тоже был военным исследователем Манчжурии, Китая, Японии и даже Индии, а в Первую мировую войну — генерал-лейтенантом и командовал дивизией, которая одной из первых начала известный Брусиловский прорыв. И будут ли сегодня ветераны-афганцы добрым словом вспоминать своего бывшего боевого товарища по той войне, если он даёт приказы расстреливать в Донбассе мирные жилые кварталы, — вопрос, как говорится, риторический.

К сожалению, обмен первородства на «блага» сотрудничества с Западом — это уже, можно сказать, одна из традиционных линий русской истории. Она была насаждена в начале XVIII века через Петербург, но, будем точными, выходцем из Москвы. Повторю ещё раз: она не чужая, хотя для исконной русской традиции и чуждая. Её сразу не преодолеешь. Преодолеть, однако, надо, как бы ни противились этому «эффективные менеджеры» будь то от культуры или от политики, и сколь бы ни привлекательны были в современных непростых обстоятельствах посулы использования наших старых и новых соседей в виде неких якобы необходимых нам «мостов», «посредников» и «ходатаев».

Подробности: http://regnum.ru/news/polit/1934111.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован