Первый зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Виталий Шуба выступал первым, поэтому его доклад задал тон всей последующей дискуссии. Иркутский депутат, не один созыв работающий в парламенте, привел наиболее полную картину предстоящих изменений в налоговом и бюджетном законодательстве, затронул вопросы социальной реформы и существующих проблем в отношениях центра и регионов.
- Изменения, вносимые в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, связанные с реформой межбюджетных отношений, коренным образом повлияют на экономическую ситуацию не только в сибирских регионах, но и во всей стране. А поправки более чем в 150 федеральных законах, определяющих порядок предоставления и финансирования социальных льгот, затронут всех без исключения граждан нашей страны. С принятием этих решений, как планирует правительство РФ, социальные обязательства государства будут приведены в соответствие с реальными финансовыми возможностями бюджета. Нам предстоит принять очень трудное решение. Всегда легко голосовать за введение той или иной льготы, поскольку уровень жизни населения России очень низок. Но, принимая решения, не подкрепленные финансовыми ресурсами, мы занимаемся популизмом или просто обманываем население.
Реформа межбюджетных отношений предъявляет новые требования к формированию бюджетов разных уровней. Бюджетный кодекс РФ, вступивший в действие четыре года назад, установил, что распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы должно происходить по принципу 50x50. Сегодня очевидно, что ни в одном ежегодном бюджете РФ эта норма не соблюдалась - федеральный центр всегда получал больше. Так, в 2000 году соотношение было 57 на 43 в пользу Федерации, в 2001-м - 62 на 38, в 2002-м - 65 на 35, в 2003-м - 60 на 40, а в 2004 году будет 56 на 44. По моей оценке, с 2000 года, забрав 15% налоговой ставки НДС, отменив налоги на пользователей автодорог, на содержание объектов жилья и соцкультбыта, подняв на федеральный уровень НДПИ, отменив налог с продаж, правительство изъяло у регионов 170-200 млрд руб.
Таким образом, на протяжении четырех лет вымывается доходная база у субъектов Федерации. Правительство и сегодня рассматривает вопрос изъятия у территорий 3,5% ставки налога на прибыль (что приведет к образованию выпадающих доходов у регионов в объеме 125 млрд руб.). На федеральный уровень должны уйти сборы по водному налогу (примерно 12 млрд руб.), не будет вводиться торговый сбор (около 10 млрд руб.). Правительство правильно считает, что взятые государством социальные обязательства перед гражданами необходимо финансировать в полном объеме, но очевидно и то, что это должно делаться не за счет изъятия средств из регионов.
Вызывает удивление предложение правительства вначале принять изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, то есть разграничить полномочия между уровнями власти, и только потом рассматривать предложения по поправкам в "социальные" законы. Считаю, эти документы необходимо рассматривать в комплексе. И даже сначала рассмотреть пакет "социальных" законов, понять, какие обязательства исполняет каждый уровень власти, и после этого просчитать, какие финансовые возможности у него должны быть. Определить, какие налоги нужно закрепить за уровнями бюджета на постоянной основе, и прописать это в Бюджетном кодексе.
Необходимо отметить, что в ходе перераспределения доходных полномочий правительство рассчитывает получить профицит федерального бюджета в размере 300 млрд руб., при этом считает также, что регионы будут иметь профицит около 5 млрд руб. Что касается профицита регионов, то здесь, на мой взгляд, все спорно. Как можно сравнивать такой регион-донор, как Москва, с Республикой Тыва или рядом других высокодотационных территорий? Получится, что дотационные территории окажутся с еще более высоким дефицитом, а регионы-доноры будут с трудом сводить концы с концами.
Мы обратились в адрес правительства и просим до рассмотрения во втором чтении законов, вносящих изменения в бюджетное и налоговое законодательство, представить ряд материалов, которые прояснили бы текущую финансовую ситуацию в регионах. Прежде всего по образованию профицита бюджетов в разрезе регионов, долговым обязательствам регионов (на сегодня задолженность центру составляет около 42 млрд руб. по бюджетным ссудам). О кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и начислениям на фонд оплаты труда, о возникшей задолженности по содержанию передаваемых в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы. Что делать с этими долгами? Как их возвращать?
Что касается перевода ряда социальных льгот из натуральной формы в денежную, считаю эти предложения правительства правильными.
газета Континент Сибирь
04.06.2004
http://www.vshuba.ru/asp/qa.asp?noparma=ziwk&gid=126.2