Накануне обсуждения в Государственной Думе с участием Правительства РФ темы общедоступного и бесплатного образования в нижней палате парламента прошел "круглый стол" на тему "Проблемы интеграции российской и европейской систем образования".
В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию и вступила в Болонский процесс. Как следует из подписанного документа, цель, которую преследовало государство, - расширение доступа к европейскому образованию, ориентированию его на европейский рынок труда.
Председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев сразу предупредил, что раз присоединение к Болонскому процессу произошло два года назад, то вопрос - вступать или нет - уже неактуален:
- Мы обсуждаем тему, весьма чувствительную для любой страны, - тему воспроизводства ее интеллектуального потенциала. Наша молодежь существенно другая, она живет в эпоху открытых границ, в эпоху Интернета. Если мы хотим, чтобы наши дети, получив образование, возвращались домой, нужно не закрывать от них окружающий мир, а делать лучше свой собственный дом, создавать большие возможности по трудоустройству, создавать производства, развивать науку. Если мы не работаем в этом направлении, было бы нечестно делать заложниками нашей неповоротливости молодое поколение. Кроме того, глупо было бы не использовать шанс для модернизации образования, но столь же неоправданно было бы похоронить в спешке все наши достижения, вместо того чтобы сделать их нашим естественным преимуществом, российским брэндом, экспортной маркой, которая привлечет к нам студентов всего мира.
То, что образование - это бизнес, и неплохой, подчеркнул и заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Федор Дудырев.
- Европейское образование - это предпринимательский бизнес-проект. За мероприятиями Болонского процесса стоит борьба государств за формирование наиболее эффективной системы воспроизводства человеческого капитала, - сказал он. - Вопрос не столько в том, куда поедут учиться студенты, а в том, какая держава и образовательная корпорация навяжут некий технологический стандарт, который будут вынуждены принять другие. Речь идет о том, чтобы разработать новые способы передачи и компактной упаковки знаний. Сейчас вопрос об образовательных стандартах будущей Европы является открытым. У нас есть все возможности для того, чтобы активно отстаивать собственные позиции.
Надо сказать, что, по оценкам Минобрнауки, около 100 наших вузов уже активно "примеряют" схемы, предлагаемые Болонским процессом.
- А если говорить о заявленном переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования, то исторически сложилось так, что наша система состоит из двух образовательных подсистем, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова. - А именно непрерывной подготовки дипломированных специалистов по 500 специальностям со сроком обучения, как правило, пять лет и двухступенчатой с присвоением выпускнику степени "бакалавр" (срок обучения четыре года) и магистра (шесть лет) по 110 направлениям подготовки.
Как отметил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай Булаев , уже подготовлена концепция законопроекта, предусматривающая переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию: первый уровень - бакалавр, второй - магистр или специалист. Таким образом, у нас система высшего профобразования будет не двухуровневой, а многоуровневой, некоторым специальностям будут обучать по так называемым "монопрограммам", так, в список попали инженеры, медики, различные творческие специальности.
И все же часть образовательного сообщества настороженно относится к вхождению в Болонский процесс. Что же смущает? Самое уязвимое место назвал ректор МГИМО Анатолий Торкунов - финансовая составляющая. Сколько денег тратят Америка и страны Европы и сколько Россия - несопоставимо. Тему горячо поддержал член Комитета Госдумы по международным делам Николай Бенедиктов:
- Я 35 лет преподаю в университете. Давайте немного посомневаемся и подумаем, почему медики не применяют двухуровневую систему? Да потому, что они вам голову отрежут вместо ног. Взгляните на принципы, которые нам предлагают: мобильность - хорошо, конечно, только при нашей зарплате, куда уедет русский профессор с двойным дипломом? Наши лучшие в мире математики преподают во всех лучших вузах мира, а кто к нам приедет? Не надо торопиться разваливать то, что дает нам лауреатов Нобелевской премии. Надо сохранить фундаментальность нашей школы, добавить финансирование и резко увеличить роль государства в образовательном процессе.
Об увеличении роли государства говорил и заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Чернышов. Он даже засомневался, какую именно модель образования мы строим - европейскую или западную, англо-американскую:
- У наших стратегических партнеров - Франции, Германии - высшее образование бесплатное. Сегодня на уровне Брюсселя ведется речь о том, чтобы взять за основу финскую бесплатную модель как единую европейскую. А мы обсуждаем смешанную модель образования - в Америке, в Англии во главе угла стоят деньги. Ясна попытка Минэкономразвития решить две проблемы: резко сократить финансирование образования и определиться с собственностью.
Подводя итоги "круглого стола", председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай Булаев сделал признание:
- Мягко скажу, что сегодня синхронизация систем образования далека от идеала.
Парламентская Газета. Москва.
15 Июня 2005 г.