15 марта 2007
2052

Зачем нам болонский `плащ`

Накануне обсуждения в Государственной Думе с участием Правительства РФ темы общедоступного и бесплатного образования в нижней палате парламента прошел "круглый стол" на тему "Проблемы интеграции российской и европейской систем образования".

В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию и вступила в Болонский процесс. Как следует из подписанного документа, цель, которую преследовало государство, - расширение доступа к европейскому образованию, ориентированию его на европейский рынок труда.

Председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев сразу предупредил, что раз присоединение к Болонскому процессу произошло два года назад, то вопрос - вступать или нет - уже неактуален:

- Мы обсуждаем тему, весьма чувствительную для любой страны, - тему воспроизводства ее интеллектуального потенциала. Наша молодежь существенно другая, она живет в эпоху открытых границ, в эпоху Интернета. Если мы хотим, чтобы наши дети, получив образование, возвращались домой, нужно не закрывать от них окружающий мир, а делать лучше свой собственный дом, создавать большие возможности по трудоустройству, создавать производства, развивать науку. Если мы не работаем в этом направлении, было бы нечестно делать заложниками нашей неповоротливости молодое поколение. Кроме того, глупо было бы не использовать шанс для модернизации образования, но столь же неоправданно было бы похоронить в спешке все наши достижения, вместо того чтобы сделать их нашим естественным преимуществом, российским брэндом, экспортной маркой, которая привлечет к нам студентов всего мира.

То, что образование - это бизнес, и неплохой, подчеркнул и заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Федор Дудырев.

- Европейское образование - это предпринимательский бизнес-проект. За мероприятиями Болонского процесса стоит борьба государств за формирование наиболее эффективной системы воспроизводства человеческого капитала, - сказал он. - Вопрос не столько в том, куда поедут учиться студенты, а в том, какая держава и образовательная корпорация навяжут некий технологический стандарт, который будут вынуждены принять другие. Речь идет о том, чтобы разработать новые способы передачи и компактной упаковки знаний. Сейчас вопрос об образовательных стандартах будущей Европы является открытым. У нас есть все возможности для того, чтобы активно отстаивать собственные позиции.

Надо сказать, что, по оценкам Минобрнауки, около 100 наших вузов уже активно "примеряют" схемы, предлагаемые Болонским процессом.

- А если говорить о заявленном переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования, то исторически сложилось так, что наша система состоит из двух образовательных подсистем, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова. - А именно непрерывной подготовки дипломированных специалистов по 500 специальностям со сроком обучения, как правило, пять лет и двухступенчатой с присвоением выпускнику степени "бакалавр" (срок обучения четыре года) и магистра (шесть лет) по 110 направлениям подготовки.

Как отметил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай Булаев , уже подготовлена концепция законопроекта, предусматривающая переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию: первый уровень - бакалавр, второй - магистр или специалист. Таким образом, у нас система высшего профобразования будет не двухуровневой, а многоуровневой, некоторым специальностям будут обучать по так называемым "монопрограммам", так, в список попали инженеры, медики, различные творческие специальности.

И все же часть образовательного сообщества настороженно относится к вхождению в Болонский процесс. Что же смущает? Самое уязвимое место назвал ректор МГИМО Анатолий Торкунов - финансовая составляющая. Сколько денег тратят Америка и страны Европы и сколько Россия - несопоставимо. Тему горячо поддержал член Комитета Госдумы по международным делам Николай Бенедиктов:

- Я 35 лет преподаю в университете. Давайте немного посомневаемся и подумаем, почему медики не применяют двухуровневую систему? Да потому, что они вам голову отрежут вместо ног. Взгляните на принципы, которые нам предлагают: мобильность - хорошо, конечно, только при нашей зарплате, куда уедет русский профессор с двойным дипломом? Наши лучшие в мире математики преподают во всех лучших вузах мира, а кто к нам приедет? Не надо торопиться разваливать то, что дает нам лауреатов Нобелевской премии. Надо сохранить фундаментальность нашей школы, добавить финансирование и резко увеличить роль государства в образовательном процессе.

Об увеличении роли государства говорил и заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Чернышов. Он даже засомневался, какую именно модель образования мы строим - европейскую или западную, англо-американскую:

- У наших стратегических партнеров - Франции, Германии - высшее образование бесплатное. Сегодня на уровне Брюсселя ведется речь о том, чтобы взять за основу финскую бесплатную модель как единую европейскую. А мы обсуждаем смешанную модель образования - в Америке, в Англии во главе угла стоят деньги. Ясна попытка Минэкономразвития решить две проблемы: резко сократить финансирование образования и определиться с собственностью.

Подводя итоги "круглого стола", председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай Булаев сделал признание:

- Мягко скажу, что сегодня синхронизация систем образования далека от идеала.


Парламентская Газета. Москва.

15 Июня 2005 г.



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован