22 августа 2006
2908

Зачем России новый кризис и кому он необходим?




В России периодически возникает проблема борьбы с " "левым" алкоголем". Такая вот у России особенность. Как и то, что чиновничьими средствами эту проблему решить так никому и не удалось...

В России зарождается алкогольный кризис. Действия нашего президента, как известно, вчера отказавшегося подписывать самый жесткий вариант закона о госмонополии на производство алкогольной продукции, откладывают решение этой парадоксально важной для страны проблемы. Но кризис, его первопричины не устранены. Кризис продолжает развиваться. Есть некая закономерность отношения власти к этой проблеме, которая существует все время, и время от времени проявляется вне зависимости от формы государственного строя: она трясла Россию и в досоветское время, и в советское, и вот сейчас, в постсоветское время.

Дело все в том, что в России потребление и производство алкоголя не является товарным производством, а является фактически денежной эмиссией, несет в себе все признаки денежной эмиссии. При этом, отношение к алкоголю может очень серьёзно влиять и на федеральный бюджет и на местные бюджеты.

Это с одной стороны.

С другой стороны, любые действия власти по поводу алкоголя затрагивают практически всех граждан страны. Это исходит из традиций употребления алкоголя. Мы не употребляем алкоголя больше других стран мира. Но структура нашего потребления - исключительно своеобразная. Например, Франция потребляет в год на человека 64 литра вина, порядка 55-60 литров пива и всего 2,5 литра крепкого алкоголя. Германия употребляет 145 литров пива, порядка 40 литров вина, и опять же всего 2-3 литра крепкого алкоголя. Европа и весь цивилизованный мир потребляет в среднем порядка 55-60 литров пива, порядка 40 литров вина, и порядка 1.5-3 литров крепкого алкоголя (свыше 30 градусов). И теперь Россия. Россия потребляет 40 литров пива, меньше чем средний мир, всего 4 литра вина (на порядок меньше) и порядка 15-17 литров крепкого алкоголя, официального. А у нас сейчас всего около 30%-35% легального алкоголя! Остальное "левый" алкоголь. Отмечу сразу, что речь не идет о "паленой" или самоделках. Речь идет об алкоголе, не прошедшем государственный финансовый контроль. И проблема приняла столь острый характер, что зашла речь об общенациональном кризисе именно потому, что объемы производства и продаж нелегального алкоголя достигли критических для бюджета размеров.

Власть начала ужесточать контроль за распространением алкоголя. И здесь она совершила крупнейшую ошибку! Контроль финансовый, то есть контроль легальности производства смешивается с борьбой с пьянством, этим постоянным российским мероприятием. Любят у нас бороться с пьянством! И потому делают это постоянно! А ещё финансовый контроль смешивается с борьбой с фальсификацией. То есть, иначе говоря, все три проблемы смешиваются в одну кучу! А когда разнонаправленные проблемы смешиваются в кучу - то реального решения проблемы не получается.

Борьба с пьянством не лежит в области контроля за продажей и производством алкоголя! Борьба с пьянством требует совершенно иных действий и иных программ. Здесь должны быть грамотно расставлены и цели и задачи, и серьёзные этапы по их достижению. И меньше всего это - вопрос ограничения производства и продаж! Борьба с пьянством - это и культура, и здравоохранение, и социальные блага, и социальная жизнь, и отношение к детям. И даже позитивная идеология страны по отношение к гражданам страны! Вот это все может быть борьбой с пьянством. И в последнюю очередь надо указывать, где надо продавать спиртные напитки, а где их не продавать.

Борьба с подделками ближе к финансовому контролю, но тоже имеет свой подход и свои варианты. Речь идет о том, что надо бороться с тем, что продаваемый алкоголь вреден здоровью не как алкоголь. Тут есть такая тонкость. Алкоголь сам по себе - вреден для здоровья, и выпускать безвредный для здоровья алкоголь физически невозможно! А вот когда алкоголь вреден ещё и не как алкоголь - вот это особый вид борьбы и особый вид контроля. И эта борьба связана с финансовым контролем, но косвенно.

Было много попыток наведения порядка на рынке алкогольной продукции. Все они называются "госмонополией", но понимание сути проблемы и необходимых мер всегд абыло разным. Дело все в том, что в области алкоголя не может быть государственной монополии на производство и продажу, поскольку это порождает желание ""левого" производства" и у этого левого производства всегда есть потребитель. Всякая госмонополия на производство и продажу становится неким квотированием, становится определением, сколько люди должны пить по мнению государства, точнее, по мнению чиновников и в каком регионе. А люди пьют не столько, сколько считает чиновник, а исходя из сегодня существующих традиций, сегодня существующих условий жизни. При этом тренд по питью в разных регионах движется очень медленно. Он не меняется десятилетиями.

Единственно удачной попыткой госмонополии на рынке алкоголя была попытка 1910-1912 годов. Столыпин сделал так, что государственная казна отслеживала производство алкоголя от производства спирта до всех продаж, позволяя всем производить столько, сколько они хотят. Единственное, производители должны были все время об этом сообщать в казну. Это привело к росту легального производства к нелегальному до пропорции 60% к 40%, несмотря на обширное сельское население, в основном потреблявшее самопальный алкоголь. Тогда это было сделано, но поскольку информационные технологии были слабы, слаб был и государственный налоговый аппарат, - как итог, эта монополия рухнула.

Сегодня мы вполне можем поставить себе задачу довести количество легального алкоголя на рынке до 75%. В концепцию 102 закона, когда она ещё была концепцией, было заложено именно это понимание задачи. Но как всегда, на эту идею наслоились идеи борьбы с пьянством и борьбы с поддельным производством.

И наслоилось еще то, чего не было при Столыпине, много непитьевых проблем! Эти непитьевые проблемы группируются в две большие группы: парфюмерия с косметикой и производство лекарств.

Потому как упрямое продолжение слепого исполнения 102 закона приведет к тому, что с прилавков российских магазинов исчезнут практически все мази и лосьоны, практически все дезодоранты, духи и одеколоны. А из аптек исчезнет корвалол, валидол и множество других лекарств, остро необходимых для большинства россиян. Исчезнет даже мазь для борьбы с опрелостями грудных детей! Пострадают все! Мы станем в очередной раз свидетелями справедливости мысли, что абсолютный государственный контроль уничтожает сам предмет контроля.

Правда, есть надежда, что российские женщины, увидев, что в магазинах нет их любой парфюмерии и косметики, выйдут на улицы и начнут перекрывать трассы. И спросят своих государственных мужей: "А почему, собственно, он её оставил без кремов от морщин и без любимых духов?" Вряд ли тогда устоит даже самый ныне упертый депутат или министр. Но было бы лучше, если наша власть догадается не доводить дело до этого!

Совеременные компьютерные информационные технологии позволяют эти проблемы ликвидировать. И все встанет на свои места, надо лишь правильно расставить акценты, и не заниматься при решении одной проблемы решением прямо ей противоположной.


http://www.oprf.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован