- Сергей Алексеевич, в Послании президента Федеральному собранию немало внимания уделено здравоохранению. Оценки неутешительные. По продолжительности жизни мы уступаем США на 12 лет, Польше на 8 лет и даже Китаю на 5 лет. Все решения, касающиеся здравоохранения, оказываются неэффективными. С этой сферой связана ваша жизнь, вы заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья. Как врач, скажите: в чем причина столь печального положения в отрасли?
- На мой взгляд, отечественная медицина перевернута с ног на голову. Надо поставить ее на ноги, и ситуация изменится...
- Поясните вашу мысль...
- Надеюсь, никто не станет спорить, что главное в здравоохранении - работа лечебно-профилактического учреждения, где люди получают необходимую врачебную помощь. Остальное - производное. Значит, все, начиная от министра и кончая санитаркой, должны действовать в интересах именно этого заведения, чтобы в нем обеспечивался порядок, чтобы у него были средства на укрепление и развитие собственной базы, на социальную поддержку персонала, приобретение лекарств и т. д. Только при таком условии можно рассчитывать на хорошие результаты.
А что у нас? А у нас производное стало главным. Порой создается впечатление, что различные страховые компании, фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) с той лишь целью и созданы, чтобы выкачивать из лечебно-профилактических учреждений
практически все средства. Иными словами, обирать их до нитки. Потому и нет результатов. И не будет, если положение дел останется прежним.
- Странная, однако, ситуация...
- Она просто абсурдная. В обязанности фондов ОМС входит финансирование больниц, поликлиник, других объектов здравоохранения. И фондам же дали право формировать тарифы на медицинские услуги. Это взаимоисключающие функции. Их нельзя было совмещать. В итоге фонды ОМС под любым предлогом эти самые тарифы занижают, они сплошь и рядом не соответствуют реальным затратам лечебных учреждений, хотя по закону уровень тарифов должен обеспечивать их рентабельность. Но, похоже, чиновников это не смущает, своя рука - владыка - вот их принцип. Они знают, что делают.
Давно известно, если где-то что-то убывает, то в другом месте прибывает. Так и в нашем случае. У больниц нет средств на оборудование, медикаменты, на повышение зарплаты врачам, а между тем в страховых компаниях и фондах крутятся громадные средства. Не случайно чиновники плотно оккупировали эти надстройки, за версту чуя поживу. Они прекрасно овладели двумя действиями: отнять и поделить. В свою, разумеется, пользу. У них солидные оклады, шикарные офисы, поездки за рубеж, где без учета больничных нужд закупается то же оборудование, на чем чиновники хорошо греют руки. По данным Генпрокуратуры, каждое шестое нецелевое использование средств выявляется именно в здравоохранении. Сама же отрасль как таковая все глубже дышит на ладан.
Короче, телега жирует, а лошадь подыхает.
Потому и говорю, что пришла пора ставить нашу медицину с головы на ноги. Главным ее "действующим лицом" должно быть лечебное учреждение, а не те или иные надстройки, если хотите, больной, а не чиновник. Вокруг этого и должно все крутиться. Соответственно направляться и финансовые потоки. Тогда будет толк. Чиновники же как-нибудь перебьются.
При нынешнем положении дел сколько денег здравоохранению не дай, эффекта не добиться. Их просто-напросто разворуют. Зря, что ли, чиновники со всех трибун долдонят о нехватке средств, хотя сколько денег конкретно нужно на здравоохранение, никто из них вам не скажет. Главное - дайте больше. Но прежде чем дать "больше", надо научиться максимально эффективно использовать уже имеющиеся в отрасли средства. При нынешней постановке дела это вряд ли возможно.
-Те несуразности, о которых вы говорите, во многом обусловлены Законом "Об обязательном медицинском страховании в РФ", принятом в 1993 году. Сейчас, насколько мне известно, правительство предложило Госдуме проект нового Закона "О медицинском страховании в РФ". Исправляет ли он недостатки старого?
- В том и дело, что нет. В основу положена прежняя концепция, о которой мы только что говорили. Обсуждение проекта шло очень бурно. В адрес нового закона была высказана самая жесткая критика. В конце концов, решили не выносить его на рассмотрение, а вернуть на доработку правительству.
В связи с этим вот что хочу сказать. В свое время у нас существовала неплохая система здравоохранения. К нам приезжали зарубежные делегации учиться уму-разуму. В конце 70-х годов Всемирная организация здравоохранения проводила в СССР свой форум. Я был тогда молодым врачом и хорошо это помню: приходилось встречать гостей, показывать им отечественные достижения. Теперь мы все свое основательно оплевали, решив, что ничего хорошего у нас не могло появиться. Кинулись перенимать американский опыт постановки здравоохранения, хотя американцы от него уже отказываются. Итог американского здравоохранения -40 миллионов американцев не имеют страховых полисов... Мы об этом не хотим думать?! Вот и перевернули все с ног на голову. Такое попугайское копирование чужого, без должного критического осмысления, без учета собственной специфики меня просто бесит. Спрашивается, сколько же наступать на одни и те же грабли?
- Сергей Алексеевич, затронем еще одну тему. Немало шума среди тех, кто пользуется социальными привилегиями, наделало недавнее предложение правительства заменить льготы в натуральном выражении на денежные компенсации. Как вы относитесь к этой идее?
- Думаю, в ней есть смысл. Лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе. Не секрет, что большинство продекларированных нашим государством льгот просто фикция. У государства нет денег на их реализацию. На это не хватит и годового бюджета. Льгота, которой человек не может пользоваться, сама по себе аморальна. Какой прок, например, от льгот на получение квартиры, коли бесплатного жилья не строится? Жители села не могут пользоваться бесплатным проездом, потому как общественный транспорт в деревнях отсутствует, скидками по оплате связи, потому как и телефон пока еще редкость. Поэтому к предложению правительства они отнеслись с пониманием. Больше всех возмущаются городские пенсионеры: денежная компенсация не покрывает их расходов на пассажирский транспорт. И те, кто имеет право на бесплатные лекарства. Оплата медикаментов тоже влетит им в копеечку, а лишних денег нет.
После заявления Путина, что вводимые меры "не должны ухудшить положение ветеранов войны и пенсионеров", правительство разработало дополнительные меры социальной защиты. Иными словами, смягчило некоторые позиции. Так, ветеран может купить на пригородные поезда месячный проездной билет всего за 40 рублей, а еще приобрести так называемую "страховку на покупку лекарств", которая обойдется примерно в 300-500 рублей (в зависимости от региона) и по ней получить бесплатно лекарств на 5 тысяч рублей в месяц.
Меняется порядок предоставления четырех видов льгот: обеспечение лекарствами и санаторными путевками, проезд на городском и пригородном транспорте. Федеральный бюджет будет компенсировать их и индексировать, в зависимости от инфляции, Героям Советского Союза и России, кавалерам Славы трех степеней, "чернобыльцам", инвалидам. Компенсация ветеранам труда и труженикам тыла остается за субъектами Федерации. Здесь пока много неясного. На мой взгляд, надо дать людям возможность выбора: кто-то предпочтет сами льготы, кто-то компенсацию.
Законопроект о новом порядке предоставления льгот еще не обсуждался в Госдуме даже в первом чтении. И очень хорошо, что он оказался в центре внимания общественности. Это нормальное явление, так и должно быть. Идеальных законов не существует: всегда кому-то закон нравится, а кому-то нет. Надеюсь, что широкое обсуждение в итоге позволит парламенту принять такую его редакцию, которая устроит подавляющее большинство льготников. Уверен, оптимальный вариант будет найден, хотя закон, как и песню, нелегко сложить.
Ситуация с этим законопроектом складывается примерно так, как она складывалась с законопроектом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.
- А как она складывалась, расскажите. Читателям будет интересно.
- Названный законопроект достался* нам в наследство с прошлых созывов Думы. Только мы приступили к его рассмотрению, как пошел вал критики: дескать, это "наступление на демократию", "ограничение свободы граждан" и т. д. и т. п. Меня в Москве навестил один липчанин, долго укорял за это "наступление" и "ограничение", хотя, как выяснилось, документ он не читал, пользовался слухами. Панике поддались и многие искушенные московские политики. Все словно забыли, что это всего лишь проект и он подлежит доработке, чем, собственно, депутаты и занялись. Поступило свыше четырехсот поправок, из которых более двухсот было принято во втором чтении. Законопроект сейчас звучит совершенно по-иному, чем звучал в первом чтении. Это признают даже фракции "Родины" и КПРФ, выступавшие против его рассмотрения. Разрешение на проведение митинга или какой-либо другой манифестации от власти теперь не требуется, достаточно лишь уведомить ее. Это необходимо: она должна принять меры к соблюдению порядка, предотвращению возможных терактов. Не будем забывать, что случилось 9 мая в Грозном.
Из законопроекта исчез необоснованный запрет на проведение мероприятий рядом с административными зданиями, в качестве запретных остались лишь те места, которые требуют особого режима безопасности. Это резиденция президента, здания судов и тюрем, путепроводы, железнодорожные магистрали, ЛЭП, газо- и нефтепроводы.
Однако не могу сказать, что даже в таком капитально переработанном виде закон всем нравится, ведь кое-кто под свободой привык подразумевать анархию.
Что же касается законопроекта о замене льгот денежной компенсацией, то социальные привилегии необходимо привести в соответствие с финансовыми возможностями государства. Путин ясно выразил свою позицию на этот счет: надо прекратить обманывать людей. Власть не должна брать на себя невыполнимых обещаний, а у нас это сплошь и рядом.
- Сергей Алексеевич, вы входите во фракцию "Единой России", которую нередко обвиняют в отсутствии демократических начал. Скажите, только честно, вам "сверху" командуют, как голосовать по тому или иному вопросу?
- Обижаете. У меня свои взгляды на происходящее, и я свободно высказываю их, невзирая на лица. Так что с командами ко мне лучше не подходить. Другое дело, что порой на заседаниях Госдумы поднимаются такие проблемы, в которых трудно с лету разобраться. Поэтому сначала вопрос обсуждается в комитетах, по необходимости проводятся круглый стол, парламентские слушания, даются заключения целого ряда управлений, правительства и аппарата президента. В спорах слушают профессионалов, тех, кто хорошо знает вопрос, оцениваю убедительность их доводов, и на основании этого появляется собственное мнение. Сообразно с ним и голосую. Вот и вся "партийная дисциплина".
- Сергей Алексеевич, возможно, в парламенте скоро появится новый закон о СМИ. Просьба к вам: посмотрите внимательнее на права журналистов. Кое-кому не терпится их урезать.
- Обещаю вам.
- Спасибо.
МЕТАЛЛУРГ (Липецк). ЛИПЕЦК
11 июня 2004 г.