18 ноября 2008
1366

Закон нравственности

По пословице: глас народа - глас божий. Критерии, по которым люди ориентируются, определяя достойнейшего для себя руководителя, бывают самыми разными. Но один из мотивов - стремление видеть у руля человека хорошо знакомого, предсказуемого, желательно связанного с избирателями кровными узами, пожалуй, неизменен. Статистика бесстрастно отмечает: "свой" подводит не реже и не чаще, чем любой другой, но в случае удачи в божественном предначертании выбора мало кто сомневается.

Красотой природы в Дагестане удивить очень сложно. Она настолько разнолика, что при всем самом широком разбросе вкусовых пристрастий каждый может найти пейзаж по душе. Но даже на этом фоне Казбековский район просто ошеломляет живописностью панорам.
Где живут оленеводы...
Бережное отношение к окружающей среде в этих местах закреплено, видимо, где-то на генетическом уровне. Ореховые рощи здесь изумляют своим первозданным великолепием. Абдула Махачев - глава муниципалитета - делится с нами секретом архивации райской красоты:
- Абдула Нухиевич, как удалось сохранить это чудо?
- Стяжательство любой ценой здесь не приветствуется. По всему Дагестану эти поистине бесценные деревья вырубали, сдавая древесину в Центральной России на предприятия, производящие приклады для ружей, а у нас такие факты носили эпизодический характер. Браконьерских вырубок не допускали.
- Ореховые рощи это единственная местная "изюминка"?
- Ни в коем случае. В Алмаке - селе неподалеку от райцентра, выращивают пятнистых оленей. Тридцать пять лет назад сотню особей завезли к нам с Камчатки, олени прижились, размножились и сейчас их почти полторы тысячи. На форуме в Сочи мы представляли продукцию алмакского хозяйства, которая поставляется в Подмосковье, где из нее производят ценнейшее лекарство. Кроме того, планируем вскоре возобновить работу фермы по выращиванию норки - тоже далеко не традиционное у нас занятие.
Удочка или рыба...
Абдула Махачев, которому два года назад казбековцы доверили руководство районом, получил тяжелое "наследство". Власть была глуха к проблемам жителей, умудряясь не реагировать даже на митинги и акции протеста. Как-то дошло даже до пикета на Красной площади в Москве. Яркий пример бесхозяйственности: ночью в селе Буртунай загорелась школа. В районе, где проживает 45000 человек, не нашлось ни одной пожарной машины, и ее вызвали из Хасавюрта. Через два часа, когда пожарники прибыли на место происшествия, щитовая школа уже сгорела дотла. Ни одного погрузчика, ни одного бульдозера, ни одного стационарного Дома культуры, десятки миллионов рублей долгов.
- Абдула Нухиевич, Буртунай - родное село многих авторитетных руководителей Хасавюрта. Почему же земляки не поддержат малую родину?
- Поддерживают, еще не было случая, чтобы наши обращения оставались без внимания. Братскую помощь оказывает и постпредство республики при президенте РФ. Впрочем, как и всем другим территориям Дагестана. Но иждивенческие настроения тоже не годится культивировать. Как говорится, лучше подарить удочку, чем рыбу. В этом плане особо хотел бы отметить участие Гаирбека Гамзатова - руководителя "Авиаагрегата": он инициировал открытие более тридцати мини-цехов своего завода в селах района.
- Не логичнее было бы заняться переработкой сельхозпродукции?
- Одно другому не мешает. Направление большинства СПК района - мясо-молочное животноводство, поэтому для нас актуальны мини-цеха по переработке молочной продукции и мяса. Сады у нас прекрасные, в мини-цехах можно будет заниматься консервацией яблок и груш. Мы направляли наших представителей в Краснодарский край, на предприятия по производству подобных цехов. Там хороший разброс по ценам, оборудование самых разных возможностей. Есть выбор. Будем заключать договора о поставке.
Фактор... человеческий
Планов у районного руководства громадье, но и проблем хватает, в основном они связаны с дефицитом квалифицированных специалистов. Выпускники вузов и колледжей возвращаются в район крайне редко. Рядом крупный город, в соседней Чеченской республике значительно более высокий уровень оплаты труда, есть перспектива профессионального роста.
- Абдула Нухиевич, есть ли надежда утолить кадровый голод района?
- Надеяться здесь бесполезно, нужно программно работать: будем создавать условия, выделять земельные участки, развивать ипотеку. Нам нужны специалисты. Приглашаем в район и предпринимателей, готовы продолжительное время не взимать налоги, наш интерес - обеспечить жителей района работой.
- Проблемы района, копившиеся десятилетиями, за год с небольшим не решить, тем не менее есть ли достижения?
- Считаю, что самая главная удача нашей команды - это доверие, которое у людей появилось к власти. Сегодня мы работаем в режиме конструктивного диалога. В результате экономика района выходит из тени, люди начинают аккуратно платить налоги, потому что видят и одобряют цели, на которые идут бюджетные средства. За короткое время заасфальтировано несколько километров дорог, построена школа в селении Хубар. Растет техническое оснащение хозяйств района, повышаются их производственные показатели, улучшается материальное положение. У людей появилась вера в возможность власти быть нравственной.
- Нечасто вспоминают о нравственности в кабинетах и коридорах власти. Вы исключение из правил?
- Это не так. И потом, что о нравственности говорить? Она или есть, или ее нет. Для меня примером отношения к жизни всегда был и остается мой учитель Ахмед Алиевич. Он ветеран войны, наш классный руководитель. У меня семь братьев и пять сестер, я самый младший. Для всех нас примером были родители. В то же время старшие братья, заменившие мне отца, старались, чтобы я не повторял их ошибок. Служба в армии также была хорошей школой жизни для молодых людей. Тогда она на самом деле была почетной обязанностью. Я сразу после десятого класса поспешил в военкомат.
- Наверное, старая армейская закалка помогла вам и вашим ребятам перенести с достоинством испытания 1999 года. В ходе подготовки к нашей встрече много лестного о вас рассказывали. Например, про награду за участие в боевых действиях в Ботлихе и Новолаке.
- Самая большая наша награда - это мир, восстановленный на земле Дагестана. Есть у меня мечта вырастить детей, обустроить их, чтоб в семье все ладно было. Хочется, чтобы такая возможность была у каждого. Для этого и работаем.
Традиционно в Дагестане по наследству отчий дом доставался младшему сыну. На нем была забота сохранности семейного очага и процветания родового гнезда. Не стал исключением и Абдула Нухиевич. На нем теперь ответственность не только перед Махачевыми, достойно представляющими по всему миру родной Буртунай, но и перед большой семьей казбековцев, доверивших ему судьбу района.

Сергей Руднев
vvctriark.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован