13 апреля 2015
1988

Законодательные (представительные) органы власти во второй половины XIX века

Первой попыткой дать возможность россиянам принимать самостоятельные решения по управлению государством на местах были земства, созданные в ряде губерний России в соответствии с земской реформой 1864 года. На них возлагалась задача заменить местную царскую администрацию в делах губернского хозяйства. Создавались земства как внесословные учреждения. Право быть избранными получали все лица, обладавшие установленным имущественным цен- зом, независимо от сословной принадлежности. Равным представительство, конечно, не было – и реформа 1864 года, и позднейшее «Положение» 1890 года обеспечивали преобладание в земствах представителей дворянства, но и представительство крестьян достигало 30–40 % голосов. Каждый шаг земств – будь то выборы гласных (так тогда назывались депутаты), определение источников финансирования, способов решения вопросов местной жизни или даже обмен информацией между губерниями – жестко контролировался, корректировался и нередко пресекался. В Ярославской губернии в мае – июле 1865 года во всех уездах были созваны земские собрания с числом гласных от 20 до 52 в разных уездах. Был избран 331 земский гласный. 12 сентября открылось Ярославское губернское земское собрание в составе 56 гласных, избранных уездными собраниями. В результате первых выборов число дворян-помещиков и чиновников составило 34,2 % от общего числа земских гласных. На всех последующих выборах (они проводились каждые три года) ярославское дворянство продолжало удерживать стабильное положение в земствах. Впрочем, и крестьяне регулярно набирали 32–35 % голосов. Земские губернские и уездные учреждения создавались для осуществления руководства хозяйственными делами: строительство школ, больниц, местных дорог, благотворительных учреждений. Земские органы занимались продовольственными закупками, улучшением кустарной промышленности, пропагандировали агрономические знания, организовывали поземельный кредит, страхование, вели земскую статистику. Ярославское земство содержало за свой счет больницы, ремес ленные училища, публичные библиотеки, типографию, организовывало сельскохозяйственные выставки, создавало хлебозапасные магазины, свыше 30 лет издавало журнал «Вестник Ярославского земства».

Текущую работу вели исполнительные органы – губернская и уездные управы, которые переизбирались один раз в три года. Первым председателем губернской земской управы был Е. А. Тимрот. В 1868 году его сменил А. В. Скульский, возглавлявший управу до 1887 года, и именно с ним историки связывают оживление земской деятельности в Ярославской губернии с начала 70-х годов XIX века. Контрреформа 1890 года усилила бюрократическую опеку над земствами, сузив круг вопросов, в которых они могли принимать самостоятельные решения. Для усиления административного контроля были учреждены губернские по земским делам присутствия под председательством губернаторов. Правительство не останавливалось даже перед закрытием тех земств, которые выступали в защиту своих прав. В 1918 году земские органы были упразднены, а власть на местах перешла к съездам Советов и их исполнительным комитетам.

 // Официальный сайт Ярославской областной думы. Дата обращение 13 апреля 2015 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован