Весеннюю сессию Государственной думы можно без натяжек назвать плодотворной. Депутатами принят ряд важнейших нормативных актов, способных в ближайшее время благотворно повлиять на российскую экономику. При этом впервые за много лет весь план законодательной работы был выполнен "день в день" - без срывов и проволочек.
Для наших читателей суть новых документов прокомментировал депутат Госдумы от Ивановской области Михаил Бабич, принимавший деятельное участие в разработке законов.
Местному самоуправлению - быть
В последние месяцы особую актуальность приобрела реформа местного самоуправления. В Ивановской области выборы в городских и сельских поселениях прошли
26 июня, и едва ли не сразу после их завершения пошли разнообразные слухи. И о том, что новоизбранных депутатов и районных глав уже готовы лишить большей части полномочий, и о смещении сроков вступления их в должности - до 2008 года, а то и позже.
Однако речь об отказе от проведения выборов идти просто не могла - они были предписаны 131 федеральным законом. Организовывать их позже было нецелесообразно: в конце года нас ждет еще серия выборов (в Законодательное собрание, на посты мэров городов и глав районов), и вряд ли кому-то понравилось бы ходить на избирательные участки чуть не каждый месяц. К тому же следовало дать новым представителям органов местного самоуправления время, чтобы подготовиться, разобраться в ситуации.
Что касается расхожего мнения, будто ряд полномочий не обеспечен финансово, то, по словам Михаила Бабича , оно не имеет под собой оснований. "Бюджетный котел" какой был, такой и остался, и коль скоро деньги были в 2005 году, то и в 2006-м они никуда не денутся. Достаточно лишь предусмотреть, каким образом в случае необеспеченности одного уровня власти эти полномочия исполнялись бы другим уровнем.
- Я считаю, что принятие в первом чтении закона, по которому до
1 января 2008 года вся реформа переносится, а потом еще два года даются, чтобы определить меру готовности регионов - это крайность, - говорит депутат. - Никакой катастрофы с подготовкой нет. Просто исполнительная власть области ничего не делала на протяжении двух лет, когда необходимо было готовиться к реализации закона. Например, на 1 июля 2005 года в Ивановской области не принято порядка 40 нормативных актов. О чем это говорит? О том, что исполнительная власть, их не подготовившая, недееспособна и нуждается в замене. После обновления власти в нашей области, вероятнее всего, реформу можно будет начинать с 1 июля 2006 года.
И снова монетизация
Все время после вступления в силу закона о монетизации льгот депутаты Государственной думы в оперативном режиме устраняли недоработки, которые содержал
122 закон. На его реализацию было дополнительно выделено 300 миллиардов рублей.
Однако не вся работа, проделанная законодателями на федеральном уровне, нашла должный отклик на уровне местном. Взять хоть пресловутый единый социальный проездной. Во многих регионах его ввели давным-давно. У нас же устроили какие-то талоны, в каждом муниципальном образовании действуют свои перевозчики, и на этом этапе все застряло. Ладно бы с этим талоном человек мог свободно по области добраться куда ему надо. Но ведь дело обстоит с точностью до наоборот.
Не лучше и с выделением медикаментов: зачастую льготники, не найдя лекарства в одной аптеке, не могут даже получить информацию, где его приобрести. Отсутствует единая система учета и самих лекарств, не налажен контроль над злоупотреблениями в этой сфере.
По мнению Михаила Бабича , это характерно именно для нашего региона, в котором бездействуют местные власти. Поскольку федеральная составляющая - необходимое количество денег - обеспечена. Но пока что, до прихода к руководству Ивановской области назначенного Президентом губернатора, вопрос об ответственности виновных не решается.
122 федеральный закон ждут и новые коррективы: после предметного анализа в него будут внесены изменения, касающиеся чернобыльцев, лиц, сопровождающих инвалидов к месту лечения, и так далее - работа продолжается по целому ряду моментов.
- При этом, - полагает Михаил Викторович, - в субъектах Федерации также необходимо привести все к единому знаменателю. Иначе, какие бы новации мы ни принимали, на местном уровне это работать не будет.
Контроль за алкоголем и цветметом
Целый блок новых законов посвящен обороту алкогольной продукции (ликероводочной и спиртосодержащей). С 1 января 2006 года отменяется система акцизных складов, и вся акцизная составляющая переносится на производителя. В дальнейшем весьма вероятно возложение акцизов непосредственно на спиртопроизводящие предприятия - тем самым будет реализована идея Президента о возврате к госмонополии на алкогольную промышленность. Это не только будет способствовать росту бюджетных поступлений от этой отрасли, но и внесет вклад в борьбу с полулегальной продукцией.
Наконец-то принят долгожданный и жизненно необходимый закон о государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных металлов. О том, что необходимо что-то делать, дабы остановить повальные кражи электропроводов, чугунных урн с городских улиц и алюминиевых кастрюль из садовых домиков, говорилось не один год. Теперь появилась надежда, что в наболевшем вопросе с воровством цветмета появится просвет.
- Не могу сказать, что прямо завтра в этой отрасли будет революция, но закон очень жесткий, предусматривающий серьезные требования для организаций, занимающихся скупкой цветмета. Закон уже одобрен Советом Федерации, в ближайшие дни его подпишет Президент. Дальше только воля руководителей на местах - если они не сидят сами у этой кормушки, то при желании и понимании достаточно будет шести месяцев, чтобы навести порядок. Требуется только выявить круг людей, кто может саботировать реализацию закона, и предусмотреть меры ответственности для них.
Поддержка российского производителя
В свое время, в бытность Михаила Бабича вице-губернатором Ивановской области, именно в нашем регионе был принят закон, который можно коротко назвать "О госзаказе", гарантирующий определенную степень поддержки местным производителям.
Теперь фактически те же основы, которые были заложены в него несколько лет назад, стали фундаментом для федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
- Созданы максимальные условия, для того, чтобы любые предприятия любых форм собственности имели доступ к участию в конкурсах. Заказчику трудно будет злоупотребить своим административным ресурсом, чтобы кого-то не допустить или избирательно подойти к размещению заказа. С другой стороны (этим занимался я с группой коллег, и мы гордимся тем, что удалось это сделать) госзаказ в части обеспечения нужд обороны и безопасности страны, наоборот, максимально ужесточен, и поставлены ограничительные барьеры для продукции иностранного происхождения, а также для лиц, не имеющих достаточного производственного, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов.
Конечно, наши либералы стояли до последнего против этого. Раньше концепция была сформулирована так, что все имели доступ ко всему: и обмундирование, и запчасти к машинам армия могла закупать по принципу "где дешевле". К примеру, сейчас ткань для обмундирования можно закупать в Китае едва ли не в два-три раза дешевле, но после того, как мы угробим окончательно нашу текстильную промышленность, китайцы поднимут цены и будут диктовать свои условия. А госзаказ должен стимулировать развитие собственного товаропроизводителя.
Сделать ипотеку доступной
Говоря о новых законах, просто нельзя обойти вниманием Жилищный кодекс. Страна нуждалась в нем много лет - прежний достался нам еще с 60-х годов и действительность уже никак не отражал. Согласно новому документу, вводится понятие социального жилья (кроме частной собственности и служебного жилья). Кроме того, принят пакет законов, направленных на развитие ипотеки, совершенствование законодательства, ввод новых финансовых механизмов при строительстве жилья и новых мер ответственности.
- По прогнозам, к 2010 году ипотекой смогут воспользоваться до 30% населения страны, вместо
7-8%, как сейчас, - считает Михаил Бабич . - При этом залоговые обязательства для гражданина должны быть более понятны и менее обременительны. Срок кредита - не 10-15 лет, а хотя бы 20, лучше даже 25. Государство готово взять на себя эти риски, тем более что параллельно вводится система идентификации граждан за счет ИНН, закрепления за производством и т.п.
Что касается подтверждения платежеспособности, то все больше предприятий переходят на "белую" зарплату, этому способствует и новое пенсионное законодательство, дающее возможность людям отслеживать страховую часть пенсии. Налоговые органы интенсивно внедряют современные технологические схемы по выявлению недобросовестных предприятий-налогоплательщиков. И любой гражданин, заинтересованный теперь уже не только в том, чтобы в положенный срок получать нормальную пенсию, но и в том, чтобы еще до этого приобрести на разумных условиях жилье, вправе сообщать на конфиденциальных условиях обо всех нарушениях.
О локальных успехах
Большим законам, как говорится, "большое плавание", но зачастую и менее глобальные нормативные акты являются принципиально важными для конкретных людей. Так, Михаил Бабич рассказал, что серьезная работа ведется по отдельным обращениям избирателей Кинешемского округа.
Например, встал вопрос о "цене родины" для воспитанников детских домов: для оформления им гражданства бюджетные учреждения должны были уплачивать тысячу рублей плюс еще триста - за паспорта для сирот, которые здесь родились и воспитывались. Разумеется, это нонсенс. Поэтому Госдума одобрила изменения в налоговое законодательство, согласно которым учреждения для детей-сирот освобождены от данной платы.
Другой пример касается льгот для ветеранов труда и военной службы. Уже принято в первом чтении, что полномочия по присвоению звания "Ветеран труда" передаются субъектам Федерации. Предполагается также ввести норму о том, что ветераны военной службы, получившие это звание после 1 января 2005 года, будут по статусу и набору льгот приравнены к ветеранам труда. Второе чтение запланировано на 14 сентября, а с 1 января 2006 года закон должен вступить в силу.
Ивановская Земля. Иваново
28 Июля 2005 г.