Вырубая деревья на стройплощадке, застройщик может возместить нанесенный природе ущерб двумя способами - деньгами или в натуральной форме. Такие нормы содержатся в столичном законе "О защите зеленых насаждений", принятом еще в 1999 году.
Но, как показала практика, оба способа имеют свои недостатки, и компенсационное озеленение в Москве не поспевает за вырубкой. Вчера этот вопрос обсуждала комиссия Мосгордумы по экологической политике.
По сведениям НИиПИ генплана Москвы, на каждые 100 тыс. срубленных деревьев приходится 18-20 тыс. вновь посаженных. Хотя по закону должны сажать как минимум столько же. Это если на том же месте, где вырубили. Но после строительства места для зелени обычно не остается, а значит, размещать деревья приходится на новом участке, причем в этом случае закон требует сажать уже вдвое больше зелени, чем было. Но это в теории, а на практике свободной земли в городе мало. В результате застройщики частенько формально подходят к компенсации нанесенного природе ущерба.
"В 2004 году мы провели инвентаризацию всех тех участков, на которых с 2000 года проводилось компенсационное озеленение в натурной форме, - сообщила на заседании думской комиссии Наталья Сергеева, заместитель начальника управления природно-исторических территорий Северо-Восточного административного округа Москвы. - Оказалось, что на одних участках озеленения вовсе не сделали, на других сделали, но плохо, а третьи к 2004 году успели уже снова застроить. Все объекты были сданы, и виноватых уже не найти. С тех пор мы стали заказывать проекты озеленения ландшафтным архитекторами и высаживать деревья уже в рамках этих проектов".
Члены думской комиссии признали вчера, что в закон заложены в принципе невыполнимые в столичных условиях требования. В качестве одной из мер предлагалось увеличить долю денежных компенсаций (средства идут в целевой фонд, а тратят их уже городские озеленители). И за счет этих денег сажать не только деревья, но и газоны с клумбами и, вообще, создавать для горожан уютную среду обитания.
Но и в этом подходе есть свои подводные камни: "экологические" деньги далеко не всегда идут в дело. К примеру, в 2006 году из 6 млрд рублей, выделенных из бюджета на озеленение, 1,5 млрд остались неистраченными. В частности, этими деньгами можно было бы премировать застройщиков за сохранение зеленых насаждений. В законе такой пункт прописан, но, как признают столичные законодатели, он совершенно не работает.
Согласованием проектов строительства на предмет ущерба окружающей среде, а также проектами компенсационного озеленения в Москве занимается столичный департамент природопользования и охраны окружающей среды. К этой организации у собравшихся накопилась масса претензий.
"Департамент природопользования упорно продолжает делать дорогую и бессмысленную работу по пересадке поврежденных и больных деревьев, - возмущалась профессор Московского государственного университета леса Екатерина Мозолевская. - При этом нарушаются официально утвержденные методические рекомендации".
Свое выступления Екатерина Мозолевская иллюстрировала слайдами: на улицах Москвы высажены больные, высохшие, тронутые гнилью деревья. Кроме того, в зеленые зоны столицы сплошь и рядом попадают зараженные деревья из зарубежных питомников. Так несколько лет назад в Москве началось массовое усыхание ясеней: в город завезли опасного вредителя - узкотелую златку. Остановить эпидемию не удалось: с 2007 года в Москве прекратили мониторинг состояния деревьев.
"Заболевшие деревья не вырубаются. При этой порочной системе мы рискуем потерять в Москве целые виды", - добавила Екатерина Мозолевская.
22.04.2009
Никита Аронов
www.gzt.ru