©Липина С.А., Агапова Е.В., Липина А.В.
Концепция «зеленой экономики» призвана обеспечить более гармоничное согласование экономических, социальных и экологических аспектов развития государств – развитых, развивающихся и государств с переходной экономикой. Данное исследование дает конкретные выводы и рекомендации всех прошедших в мире международных конференций, саммитов по охране окружающей среды и устойчивому развитию, а также методологических подходов и мер международных практик в части государственных политик в области стимулирования развития секторов «зеленой» экономики и экологически чистого устойчивого развития.
Рекомендуется студентам, аспирантам, ученым, экспертам в сфере стратегического управления, пространственного развития, инновационной экономики, управления территориями и устойчивого развития, экологической дипломатии. Результаты исследования могут быть полезны руководителям, государственным служащим министерств и ведомств, руководителям субъектов Российской Федерации для: формирования научно-методологического обеспечения государственной политики в сфере развития инновационных технологий, внедрения разработок ОПК, импортозамещения и развития секторов зелёной экономики.
Введение: Наряду с климатическими изменениями, которые диктуют необходимость глобальных преобразований в экономике, современные глобальный финансовый и энергетический кризисы также обусловливают острую необходимость поиска новых моделей экономического роста, ориентированных на устойчивое развитие при стабилизации потребления материальных благ и традиционного промышленного роста.
Развитие человечества (а вскоре и просто его физическое выживание) требует скорейшего перехода к новым принципам и видам экономической деятельности, связанных с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые способствовали бы повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, не подвергая при этом будущие поколения значительным экологическим рискам в непригодной для жизни окружающей среде.
Кризисные явления последних лет заставили многие международные организации и институты активизировать исследования самого качества современного экономического роста и поиск инновационных моделей, обеспечивающих гармоничное развитие природы и человека. Одной из таких моделей является, предложенная ООН концепция «зеленого роста», предусматривающая качественное изменение моделей производства и потребления, интеграцию «зеленых принципов» в систему стратегического планирования и бюджетирования, экологизацию бизнеса и инфраструктуры.
Стремительно развивающаяся в последние два десятилетия концепция «зеленой экономики» призвана обеспечить более гармоничное согласование экономических, социальных и экологических аспектов развития, которое было бы приемлемо для всех групп стран – развитых, развивающихся и государств с переходной экономикой.
Многие страны используют различные инструменты «зеленой экономики» в своей национальной политике и стратегиях развития. О необходимости «зеленого» роста все чаще говорят и в России, в том числе на высоком политическом уровне. При этом многие развивающиеся страны опасаются, что использование модели «зеленой экономики» может замедлить процесс их развития. Эта проблема требует дополнительного анализа и изучения того, в какой степени это верно и как можно смягчить возможные издержки.
Почти все страны считают, что «зеленая экономика» является важным средством для достижения устойчивого развития и искоренения бедности. Развивающиеся страны результатом «зеленой экономики» видят искоренение нищеты, достижение справедливости, привлечение инвестиций с одновременным повышением эффективности использования ресурсов, созданием новых рабочих мест и увеличением возможностей для доступа к новым рынкам. Страны БРИКС считают, что переход к «зеленой экономике» должен означать изменение моделей потребления и производства в промышленно развитых странах, а также борьбу с бедностью.
Тем не менее, наименее развитые страны, по-прежнему опасаются потенциального воздействия стратегий «зеленой экономики» в промышленно развитых странах на их собственные экономические перспективы. Они высказывают сомнения, удастся ли обеспечить адекватный доступ к технологиям и необходимый уровень инвестиций.
Широко распространено опасение, что глобальные стандарты и системы сертификации, связанные с переходом к «зеленой экономике» приведут к «зеленому протекционизму» и ограничениям доступа на рынки, а развивающимся странам будут навязываться дополнительные условия для получения официальной помощи для развития со стороны доноров.
В мире активно идет разработка критериев и показателей устойчивого развития, содержащих нередко весьма сложную систему показателей. Традиционные экономические показатели, такие, как ВВП, не дают правильного представления об эффективности экономики, т.к. не отражают отрицательное влияние производства и потребления на природный капитал. В идеале изменение величины природного капитала должно оцениваться в денежном эквиваленте и отражаться на национальных счетах.
В этом заключается одна из целей совершенствования Системы экологической и экономической отчетности (СЭЭО), осуществляемого сегодня Статистическим отделом Секретариата ООН, и планируемого к учету Всемирным банком при оценке скорректированных чистых национальных сбережений.
Для последовательного движения России в направлении устойчивого развития в сфере государственного управления необходимо внедрить систему стратегического планирования, которая включала бы в себя иерархию долгосрочных и среднесрочных планов развития с учетом эколого-социо-экономических факторов.
Для цитирования:
Липина С.А., Агапова Е.В., Липина А.В. Л61 Зеленая экономика. Глобальное развитие. – М.: Изд-во Проспект, 2016. – с. 234, тираж 500 экз. ISBN 978-5-98597-318-1