На прошедшем пленарном заседании Госсобрания РС(Я) обсуждался закон, на первый взгляд, не обращающий на себя внимания, "Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований РС(Я)" (в части установления границ муниципального образования "Орто-Нахаринский наслег" Ленского района), внесенный на рассмотрение по инициативе народного депутата Дмитрия Горохова. Отметим, что инициатива по изменению закона рассматривалась во втором чтении.
Суть конфликта
Орто-Нахара - маленькая деревушка с шестью сотнями жителей, расположенная в месте крайне удачном, с одной стороны, и в то же время неудачном, а именно, недалеко от нефтяных разработок знаменитого Талаканского месторождения.
В иные времена руководство, да и жители деревни, не могли бы и допустить мысли, что нефтяная отрасль может повлиять на их размеренную жизнь в таежном краю. Однако новые времена дали им шанс наладить с нефтяниками, что называется, обоюдовыгодное сосуществование. А с началом реформы местного самоуправления такое сотрудничество стало реальностью, тем более что законодательство предоставило им все условия.
Владимир Бурцев, глава наслега Орто-Нахара, довольно быстро понял: присутствие неподалеку богатых нефтяников может благоприятно отразиться на бюджете наслега - через поступление арендных платежей за пользование землей. Как в любой другой деревне здесь деньги быстро бы нашли свое применение. Оставалось за малым - убедить руководство района обратиться к депутатам парламента; доказать необходимость разработки законодательной инициативы по изменению республиканского закона, принятого в 2004 году.
В руководстве района инициативу по новому земельному переделу не только не поддержали, а подвергли серьезной и аргументированной критике. Более того, администрация всерьез озаботилась тем, чтобы блокировать инициативу Владимира Бурцева. Напомним, в республиканском парламенте район представляют депутаты Юрий Бублик, Константин Мягков и Петр Глаголев.
Тем не менее упорный руководитель наслега добился внимания депутатов Госсобрания и провел через первое чтение законодательную инициативу по изменению Закона РС(Я) 173 N353-III "Об установлении границ и наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований РС(Я)".
После 46 пленарного заседания парламента и отклонения проекта закона можно сказать, этот вопрос повис в воздухе.
Стороны: Ленск - нефтяная столица Якутии
Сегодня Ленск, некогда маленькая почтовая станция на тракте, стяжает славу нефтяной столицы Якутии. Всего 15 лет назад здесь было престижно работать на алмазников, а сегодня на улицах Ленска все чаще видны люди в спецодежде нефтяных компаний.
Ленский район - это 77 тысяч квадратных километров тайги, 19 населенных пунктов, 43 тысячи человек, средний возраст ленчан - 32 года. Район занимает одно из первых мест в республике по доходам на душу населения.
Энергичное руководство в лице главы муниципального образования Сергея Авдеева с 2002 года взяло курс на экономический рост, основанный, прежде всего, на доходах от транспортировки грузов для "АЛРОСА" и активное участие в освоении нефтяных богатств района.
Руководство муниципалитета, как только вступил в силу ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях расширения доходной базы районного бюджета добилось оформления прав на землю. Напомним, этот федеральный закон предписывал оформить все земельные отношения до 1 января 2005 года. Подчиняясь его требованиям Ил Тумэн 30 ноября 2004 года принял закон республики 173 N353-III "Об установлении границ и наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований РС(Я)". Для руководства района это главный документ в земельном споре.
Евгений Надеев, заместитель председателя Собрания депутатов МО "Ленский район": "Ставить интересы 600 человек выше интересов 40 тысяч населения района, по-моему, некорректно. При этом решать те задачи, которые придется в случае передачи земель, наслег не в состоянии. И тут парламенту наверняка придется задуматься, потому что вслед за Владимиром Гаврильевичем пойдут другие населенные пункты. Считаю, принятие решения о придании статуса межселенных землям всего района произошло в полном соответствии с федеральным законодательством. Так что Ил Тумэн принял правильное решение, отложив рассмотрение этого недоработанного вопроса".
Борис Гурьянов, глава поселка Витим Ленского района:
"Владимир Гаврильевич надумал создать маленький Кувейт. Ведь на этих землях есть все: нефть, газ и труба. Если ему удастся пробить изменение республиканского закона, то это в районе вызовет войну за земли".
Для сравнения, о каких суммах идет речь. Борис Владимирович рассказал, что в этом году администрацией поселка Витим был объявлен тендер на межевание почти 30 тысяч гектаров земель, и что на эти цели бюджет поселка выделяет почти миллион рублей. На вопрос, когда деньги вернутся, он ответил: "В этом году вложим один миллион, на следующий - он окупится двумя миллионами арендных платежей".
Муниципальное образование "Орто-Нахара"
В этом году ортонахаринцы отмечают 85-летие родного наслега. В связи с этим в районной газете "Ленский вестник" глава наслега Владимир Бурцев написал большую статью под заголовком "Самый большой наслег Ленского района".
Он пишет: "На сегодня в Орто-Нахаринском наслеге числится 642 жителя. Из них взрослых - 425, трудоспособных - 310. Малыши, подростки до 16 лет составляют треть населения наслега, и это неплохая демографическая статистика". Владимир Гаврильевич подчеркнул, что это надежда и будущее не только наслега, но и района, республики. И надо сказать, оснований для таких слов у него предостаточно. Здесь же он приводит имена тех, кто имеет орто-нахаринские корни: депутат Госдумы Виталий Басыгысов, вице-президент АК "АЛРОСА" Валерий Попов, Уполномоченный по правам человека в РС(Я) Федора Захарова, первый зампрокурора РС(Я) Владимир Никонов, полковник ФСБ Радий Симонов и еще ряд известных в республике фамилий.
Автор пишет, что основной деятельностью населения наслега остается традиционное разведение крупного рогатого скота, коневодство и растениеводство, делится планами по освоению заброшенных земель: пашен и покосов по речке Нюя до местечка Чаянда, сообщает, что запущена пилорама.
Глава наслега выделил и другие проблемы: почти полгода село оставалось без телефонной связи; затягивается строительство моста через Мурбай; из года в год переносится бурение артезианских скважин. Отметим, выход статьи под таким претенциозным заголовком вызвал у чиновников районной администрации улыбку. Дело в том, что это далеко не так. Выписка из ходатайства Председателю Конституционного суда РС(Я): "Описание границы сельского поселения "Орто-Нахаринский наслег" от 30 ноября 2004 года определена по черте населенных пунктов Орто-Нахара и Чамча", то есть руководство наслега распоряжается землей только внутри сел и дорогой, их соединяющей, - это чуть больше 14 кв. км.
Остальные земли получили статус "межселенных" и находятся в ведении МО "Ленский район". Между тем, по разным оценкам, Владимир Бурцев претендует на треть Ленского района, а это 27 тысяч кв. км от 77 тысяч квадратных километров.
Для достижения этой цели была развернута активная деятельность. Результатом можно считать переписку и обсуждение в самых разных инстанциях и на самом разном уровне. Мы уже упоминали ходатайство главы наслега к председателю Конституционного суда РС(Я). Имеется также определение этой инстанции, к председателю Конституционного суда также обращалось руководство МО "Ленский район", есть упоминания об обращении главы наслега в Верховный суд и в Арбитражный суд РС(Я). Такая активная переписка связана в первую очередь с механизмом изменения республиканского закона. Дело в том, что Владимир Бурцев добивался признания несоответствующими Конституции РС(Я) двух пунктов упоминавшегося закона 173 N353-III "Об установлении границ...", в частности положений статьи 17 и его приложения 17.5, ссылаясь при этом на постановление Ил Тумэна "Об установлении административно-территориальных границ наслегов Ленского улуса РС(Я)" от 4.07.2000 г. ПР N225-II и решение 19-й сессии Ленского улусного Собрания от 30.06.99 N3 "О согласовании описания границ наслегов Ленского улуса".
Именно в этих документах упоминается о тех 27 тысячах кв. км. При этом глава поселка указывает на часть 4 статьи 12 ФЗ N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", где говорится, что любые изменения административных границ должны проводиться с учетом мнения местного населения, выраженного представительным органом муниципальных районов и поселений. Таким образом, получается, что в 2004 году наслег лишился своих земель без референдума, как того требовал федеральный закон.
У этого закона все впереди
Законотворчество - как процесс государственного строительства - деятельность непрерывная и непрекращающаяся. Законы должны меняться в соответствии с требованиями реальности. Так, в закон, о котором идет речь, за три года существования изменения вносились четыре раза.
Пионерами в деле изменения административных границ 15 июня 2005 года стали депутаты-промышленники: Михаил Брук, Александр Дудников, Олег Мельниченко и Сергей Гремяко. По их инициативе был принят закон РС(Я) 244-З N 495-III, по которому земли, не вошедшие ранее в границы вновь образованных муниципальных образований, были отнесены к межселенной территории муниципального района "Алданский улус (район)".
В тот же день последовало второе изменение закона, инициированное Александром Жирковым. Законом РС(Я) 245-З N 497-III "О внесении изменений..." перечень населенных пунктов Усть-Алданского улуса был дополнен новым муниципальным образованием "Хоринский 1-й наслег", с административным центром в с. Чаранг.
Через полгода депутат Федот Тумусов инициировал и провел через парламент Закон РС(Я) 297-З N 601-III "О внесении изменений...", который определил границу по водоразделу р. Буотама до р. Илин-Юрях между Кентикским наслегом Верхневилюйского улуса и Сунтарским улусом.
Последнее изменение в Закон Республики 173 N353-III "Об установлении границ и наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований РС(Я)" произошло летом прошлого года. К межселенной территории были отнесены земли п. Нелькан, п. Предпорожний, п. Эльгинский Оймяконского улуса в связи с их ликвидацией.
В случае с Орто-Нахара положение осложняется конфликтом финансовых интересов районного центра и наслега. И деньги здесь - главное, за что борются стороны. Депутаты парламента лишь отложили этот вопрос, пока его не изучат или не подсчитают, как законодательно распределить доходы от нефти между наслегом и райцентром по справедливости.
Автор: Николай ХОРУНОВ
26.10.2007
www.iltumen.ru