- Вы недавно критично отзывались об Анне Нетребко. Она слишком гламурна для вашего аутентичного стиля? Но как в ваш список с отрицательным знаком попали Караян и даже Паваротти?
- На мой взгляд, в послевоенное время нашли "героя" в лице Караяна, который воплощал миф о превосходстве немецкой музыки. Но послушайте, он же все играет подчеркнуто красиво. Сравните Караяна и Мравинского. Сравнение будет в пользу последнего, это подлинный музыкант, хотя тоже скрывает эмоции за пультом. А у Караяна я их редко ощущаю, хотя и у него есть хорошие записи. Понимаете, я не сторонник классической музыки, которая может звучать фоном. Залез в джакузи - и слушаешь! Или, если употребить гастрономические сравнения, подменять острый вкус сладким. А многие музыканты так и делают, чтобы понравиться публике.
А музыка должна быть не "красивой", а настоящей. Как и девушки. Так что не думайте, будто меня интересуют только глобальные проблемы. В Харькове замечательные девушки, но у них беда со вкусом. Они носят длинные позолоченные сапоги до самых трусиков, какие-то немыслимые ремни с пряжками в виде львиных морд, накрашены так, что лица не видно. Лица на самом деле замечательные. И фигуры тоже. А вот представления о красоте превратные.
- Значит, для вас есть что-то важное, кроме музыки? Если вспомнить, что Ландау музыку не любил, то вопрос этот с двойным дном.
- Жизнь и любовь важнее музыки. Но разве это не одно и то же? Разве музыка их не отражает? Звуки без этого - просто шум.
- На вашей визитке написано Dreamer of dreams. Можете пояснить, что это значит?
- В переводе - "Сновидец грез". Это не значит, что я просто витаю в небесах. Это состояние, где я не дирижер, не композитор, не поэт. Та реальная жизнь, в которой мы живем, находится в естественной гармонии с миром сновидений. Это секрет искусства, который помогает нажимать нужные клавиши рояля, находить нужные слова. Объяснить это невозможно, это получается само собой.
Теодор Курентзис родился 24 февраля 1972 г. в Афинах. С четырех лет обучался игре на фортепиано, с семи - брал уроки игры на скрипке, а пять лет спустя поступил одновременно на теоретический факультет и факультет струнных инструментов Греческой консерватории в Афинах, которые окончил соответственно в 1987-м и 1989-м. Параллельно изучал вокал, продолжил обучение в Афинской академии, посещая мастер-классы. Обучение дирижированию начал в 1987 г.
В 1990 г. Курентзис стал главным дирижером "Musica Aeterna Ensemble" в Афинах. С 1994-го по 1999 г. обучался дирижированию у профессора Ильи Мусина в Санкт-Петербургской консерватории. С 1999 года Теодор Курентзис - ассистент Юрия Темирканова.
В 2001 г. в московском театре "Геликон-опера" поставил оперу Дж. Верди "Фальстаф". Курентзис постоянно сотрудничает с оркестром "Виртуозы Москвы", Большим симфоническим оркестром (БСО), Российским национальным оркестром (РНО), Государственным академическим симфоническим оркестром (ГАСО), оркестром "Новая Россия". С 2003 г. Курентзис - постоянный дирижер Национального филармонического оркестра России (НФОР). Неоднократно выступал в международных проектах, был лауреатом.
www.zn.ua
12.11.2008