Конференция показала, что заказчики и провайдеры в видении ситуации - скорее единомышленники, нежели противоположные стороны, имеющие друг к другу определенные `претензии`. Прежняя выгода, которую раньше преследовали страховщики от сделок с компаниями, отступила. Да и интерес клиентов к так называемому `новенькому` тоже временно угас. Что осталось? Пожалуй, желание вести диалог и находить взаимовыгодные пути решения проблемы.
Позиция провайдеров
Зинаида Мякина, заместитель генерального директора ООО `Альянс РОСНО Жизнь`, попыталась в своем докладе ответить на вопрос, чем может страхование жизни сотрудников помочь компаниям сегодня. По ее словам, в кризис перед руководителями организаций стоят две неразрешимые задачи. С одной стороны, им необходимо создать лояльную и мотивированную команду ключевых сотрудников, готовых вытащить себя и компанию из кризиса. С другой – максимально сократить расходы на персонал. При этом `самым лучшим и профессиональным кадрам придется работать за уволенных сотрудников`. Поэтому проблема удержания таких людей будет стоять для руководства как никогда остро. `Компании должны перейти хоть и от эффективных, но краткосрочных инструментов мотивации - к долгосрочным. Эти инструменты станут не дополнительным источником расходов, а инвестиционным капиталом компании`.
Что привлекательного в долгосрочном страховании жизни? Во-первых, сотрудник понимает, что он и его семья финансово защищены. Это в свою очередь позволяет ему максимально сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. Наконец, уже с самого первого дня действия программы сотрудник может рассчитывать на получение накопленных средств через 3-5 лет, если выстоит в тяжелое время вместе со своей компанией.
`Страхование жизни – единственный наиболее социально ориентированный финансовый инструмент в мире. Те затраты, которые направляет работодатель на осуществление кадровой политики, - это не расходы компании, а ее активы, которые надо использовать с умом`. Такого мнения придерживается Екатерина Зозуля, руководитель дирекции корпоративных продаж ЗАО `Уралсиб Жизнь`. Она также отмечает, что на активы влияют внешние факторы. Одним из них является снижение численности трудоспособного населения. В ближайшие 10 лет выбытие высококвалифицированного персонала может достигнуть около 80-90 %. Это значит, что ключевые фигуры бизнеса - топ-менеджмент - стремительно приближаются к пенсионному возрасту. А специалисты, которые готовятся в вузах сейчас, смогут занять их место только через 20 лет.
Денис Токарский, директор управления корпоративного бизнеса департамента страхования ООО `СК `Росгосстрах Жизнь`, поделился с аудиторией своими впечатлениями от работы с региональными клиентами. И вот какую закономерность он отметил, погостив в Нижнем Новгороде, Якутске, Новосибирске, Омске, Томске, Екатеринбурге и других российских городах: в то время как крупные предприятия `урезают` соцпакеты, интерес к страхованию проявляют птицефабрики и водоканалы, компании по производству вафель и даже стеклодувы! Эти озвученные факты только подтверждают всеобщее мнение о том, что в каждой компании кризис протекает индивидуально. Однако Денис Токарский уверен: `Страхование персонала в кризис – еще более актуально, чем в период расцвета`. При сокращении штата необходимо определить `золотой` кадровый резерв и сделать нужных людей компании своими сторонниками. В кризис важно не только пересмотреть ФОТ, структуру затрат, по возможности внедрить уровневую компенсацию, но и стать для сотрудников надежным работодателем.
Позиция заказчиков
Компании, которые успели осознать достоинства страхования в кризисное время, скорее готовы часть оплаты ДМС возложить на сотрудников, чем отказаться от льготы полностью. В частности, директор по персоналу Ольга Бодрова призналась в том, что Effortel Russia продлила договор по страхованию с условием, что сотрудники будут частично возмещать ДМС из своей зарплаты. Если компания выступает заказчиком, то стоимость ДМС снижается в разы, поэтому заинтересованность персонала в медстраховании на таких условиях все равно остается.
По мнению Ольги Бодровой со льготами в кризис можно поступить различными способами: оставить льготы (при условии сохранения уровня выручки, эффективности и качества); отменить их (с эффективной коммуникацией причин); предложить оплачивать льготы самим сотрудникам частично или полностью; заменить льготы на более экономичные; снизить стоимость или состав льгот (количество услуг медстрахования, более редкое посещение спортзала). Каждая компания имеет право на собственный выбор. Но варианты есть.
Руслан Тарусин, директор по персоналу компании Атлант-М, акцентировал внимание аудитории на ключевых задачах, которые в нынешнее время стоят перед эйчарами. Кризис - это вызов. В текущих условиях специалисты по управлению персоналом имеют уникальную возможность подтвердить свой статус и предложить компании грамотные решения.
Стратегия `оптимизации затрат`, которая была предложена Русланом Тарусиным, реализуется по 5 пунктам: 1) Оптимизация затрат; 2) Сокращение численности персонала; 3) Краткосрочная антикризисную систему мотивации; 4) Сокращение цикла постановки целей; 5) Информирование сотрудников и грамотный PR.
Заместитель генерального директора по работе с персоналом компании РЕСО-Гарантия Елена Лурье выступала на конференции как заказчик и провайдер одновременно. Основная мысль ее доклада состояла в том, что планирование ДМС–программы требует четкого представления о нуждах сотрудников. Привычка `хорошо жить` у людей еще останется, не смотря на кризис, поэтому эйчару очень удобно поддерживать эту привычку. Что касается РЕСО-Гарантии, то эта компания позаботилась даже о родственниках своих сотрудников. Программа медстрахования стимулирует карьерный рост в 4 ступени и долговременную работу. Такая продуманная система дает возможность, по словам Елены Лурье, `играть со стоимостью программ`.
Оказалось, что далеко не каждая компания в условиях кризиса отказывается от ДМС. Эйчары, которые выступили на конференции, показали свою готовность скорее пересматривать программы, чем `резать` их. Страховщики со своей стороны пытались убедить аудиторию в необходимости долгосрочного страхования, каким является страхование жизни сотрудников. И они тоже правы: какой компании может помешать имидж социально ориентированного работодателя? Тем более сегодня. Так или иначе кризис закончится, а ключевых сотрудников нужно удерживать всеми силами. Иначе бизнес погибнет.
Яна Аржанова, HRM
Материал размещен на сайте HRM.RU
www.expo.hrm.ru