23 декабря 2008
2476

`Золотые наручники` для персонала


Чтобы ответить на эти и другие вопросы, 23 декабря 2008 года в Культурном центре П.И.Чайковского на конференции `Роль страховых продуктов в социальной политике предприятий` встретились представители компаний и крупнейшие страховщики, которым есть что предложить своим клиентам.

Конференция показала, что заказчики и провайдеры в видении ситуации - скорее единомышленники, нежели противоположные стороны, имеющие друг к другу определенные `претензии`. Прежняя выгода, которую раньше преследовали страховщики от сделок с компаниями, отступила. Да и интерес клиентов к так называемому `новенькому` тоже временно угас. Что осталось? Пожалуй, желание вести диалог и находить взаимовыгодные пути решения проблемы.

Позиция провайдеров

Зинаида Мякина, заместитель генерального директора ООО `Альянс РОСНО Жизнь`, попыталась в своем докладе ответить на вопрос, чем может страхование жизни сотрудников помочь компаниям сегодня. По ее словам, в кризис перед руководителями организаций стоят две неразрешимые задачи. С одной стороны, им необходимо создать лояльную и мотивированную команду ключевых сотрудников, готовых вытащить себя и компанию из кризиса. С другой – максимально сократить расходы на персонал. При этом `самым лучшим и профессиональным кадрам придется работать за уволенных сотрудников`. Поэтому проблема удержания таких людей будет стоять для руководства как никогда остро. `Компании должны перейти хоть и от эффективных, но краткосрочных инструментов мотивации - к долгосрочным. Эти инструменты станут не дополнительным источником расходов, а инвестиционным капиталом компании`.

Что привлекательного в долгосрочном страховании жизни? Во-первых, сотрудник понимает, что он и его семья финансово защищены. Это в свою очередь позволяет ему максимально сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. Наконец, уже с самого первого дня действия программы сотрудник может рассчитывать на получение накопленных средств через 3-5 лет, если выстоит в тяжелое время вместе со своей компанией.

`Страхование жизни – единственный наиболее социально ориентированный финансовый инструмент в мире. Те затраты, которые направляет работодатель на осуществление кадровой политики, - это не расходы компании, а ее активы, которые надо использовать с умом`. Такого мнения придерживается Екатерина Зозуля, руководитель дирекции корпоративных продаж ЗАО `Уралсиб Жизнь`. Она также отмечает, что на активы влияют внешние факторы. Одним из них является снижение численности трудоспособного населения. В ближайшие 10 лет выбытие высококвалифицированного персонала может достигнуть около 80-90 %. Это значит, что ключевые фигуры бизнеса - топ-менеджмент - стремительно приближаются к пенсионному возрасту. А специалисты, которые готовятся в вузах сейчас, смогут занять их место только через 20 лет.

Денис ТокарскийДенис Токарский, директор управления корпоративного бизнеса департамента страхования ООО `СК `Росгосстрах Жизнь`, поделился с аудиторией своими впечатлениями от работы с региональными клиентами. И вот какую закономерность он отметил, погостив в Нижнем Новгороде, Якутске, Новосибирске, Омске, Томске, Екатеринбурге и других российских городах: в то время как крупные предприятия `урезают` соцпакеты, интерес к страхованию проявляют птицефабрики и водоканалы, компании по производству вафель и даже стеклодувы! Эти озвученные факты только подтверждают всеобщее мнение о том, что в каждой компании кризис протекает индивидуально. Однако Денис Токарский уверен: `Страхование персонала в кризис – еще более актуально, чем в период расцвета`. При сокращении штата необходимо определить `золотой` кадровый резерв и сделать нужных людей компании своими сторонниками. В кризис важно не только пересмотреть ФОТ, структуру затрат, по возможности внедрить уровневую компенсацию, но и стать для сотрудников надежным работодателем.

 

Позиция заказчиков

Компании, которые успели осознать достоинства страхования в кризисное время, скорее готовы часть оплаты ДМС возложить на сотрудников, чем отказаться от льготы полностью. В частности, директор по персоналу Ольга Бодрова призналась в том, что Effortel Russia продлила договор по страхованию с условием, что сотрудники будут частично возмещать ДМС из своей зарплаты. Если компания выступает заказчиком, то стоимость ДМС снижается в разы, поэтому заинтересованность персонала в медстраховании на таких условиях все равно остается.

Руслан ТарусинПо мнению Ольги Бодровой со льготами в кризис можно поступить различными способами: оставить льготы (при условии сохранения уровня выручки, эффективности и качества); отменить их (с эффективной коммуникацией причин); предложить оплачивать льготы самим сотрудникам частично или полностью; заменить льготы на более экономичные; снизить стоимость или состав льгот (количество услуг медстрахования, более редкое посещение спортзала). Каждая компания имеет право на собственный выбор. Но варианты есть.

Руслан Тарусин, директор по персоналу компании Атлант-М, акцентировал внимание аудитории на ключевых задачах, которые в нынешнее время стоят перед эйчарами. Кризис - это вызов. В текущих условиях специалисты по управлению персоналом имеют уникальную возможность подтвердить свой статус и предложить компании грамотные решения.
Стратегия `оптимизации затрат`, которая была предложена Русланом Тарусиным, реализуется по 5 пунктам: 1) Оптимизация затрат; 2) Сокращение численности персонала; 3) Краткосрочная антикризисную систему мотивации; 4) Сокращение цикла постановки целей; 5) Информирование сотрудников и грамотный PR.

Елена ЛурьеЗаместитель генерального директора по работе с персоналом компании РЕСО-Гарантия Елена Лурье выступала на конференции как заказчик и провайдер одновременно. Основная мысль ее доклада состояла в том, что планирование ДМС–программы требует четкого представления о нуждах сотрудников. Привычка `хорошо жить` у людей еще останется, не смотря на кризис, поэтому эйчару очень удобно поддерживать эту привычку. Что касается РЕСО-Гарантии, то эта компания позаботилась даже о родственниках своих сотрудников. Программа медстрахования стимулирует карьерный рост в 4 ступени и долговременную работу. Такая продуманная система дает возможность, по словам Елены Лурье, `играть со стоимостью программ`.

Оказалось, что далеко не каждая компания в условиях кризиса отказывается от ДМС. Эйчары, которые выступили на конференции, показали свою готовность скорее пересматривать программы, чем `резать` их. Страховщики со своей стороны пытались убедить аудиторию в необходимости долгосрочного страхования, каким является страхование жизни сотрудников. И они тоже правы: какой компании может помешать имидж социально ориентированного работодателя? Тем более сегодня. Так или иначе кризис закончится, а ключевых сотрудников нужно удерживать всеми силами. Иначе бизнес погибнет.

Яна Аржанова, HRM

Материал размещен на сайте HRM.RU

www.expo.hrm.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован