Столь значительное финансирование, по данным Минэкономразвития, бизнес в 2022 году получил, воспользовавшись следующими инструментами господдержки:
1) региональными гарантийными организациями (РГО), получающими за помощь малому и микробизнесу компенсацию. Корпорация МСП приводит статистику: за 2022 год под поручительства РГО выдано на 31% больше средств, чем за 2021 год, а именно 293 млрд рублей;
2) механизмом «зонтичного» кредитования с участием «Корпорации МСП».
В конце октября 2022 года для банков-партнеров ведены ограничения по процентам (+8 п.п. к ключевой ставке) и включенным в договоры комиссиям в целях, как признают на официальном портале корпорации, «ограничения аппетитов».
Член МРО «Деловая Россия» Алексей Улитенко заверил «Б.О», что предпринимателей в целом устраивают и объемы кредитования, и количество банков-партнеров госструктуры. «Более 98% кредитов привлекли микро- и малые предприятия, и больше 45% общего объема кредитования пришлось на реальный сектор экономики. Воспользовались поддержкой 25 тыс. заемщиков на общую сумму около 177 млрд рублей (данные на конец октября 2022 года. — Ред.), что стало рекордом для корпорации», — отметил эксперт. Ориентир структуры по годовым выдачам за 2022 год — 200 млрд рублей.
Наталия Богомолова, аналитик банковских рейтингов НРА, ссылаясь на данные Корпорации МСП, сообщила, что «банки полностью выбирают лимиты». Вопрос залогового обеспечения всегда актуален для кредиторов, и программа «зонтичного» поручительства — существенная мера поддержки субъектов МСБ, отметил Владимир Эльманин.
… НО «ЗОНТ» НА ВСЕХ НЕ РАСТЯНУТЬ
Павел Вешаев, эксперт по финансам среднего бизнеса МО «Опоры России», уверен, что сформированного пула «более чем достаточно для реализации госпрограммы». Но у банковского сообщества есть вопросы: в числе партнеров «Корпорации МСП» до сих пор всего 15 кредитных организаций.
«Список постепенно расширяется, изначально партнеров было шесть. В основном участвуют крупные банки из топ-30 либо организации, специализирующиеся на кредитовании и обслуживании предприятий МСБ в базовом регионе присутствия», — такую закономерность видят в НРА.
«В марте 2023 года Корпорация МСП объявила конкурс на прием новых заявок на предоставление поручительств. Надеемся, что количество банков-партнеров значительно увеличится», — сказал замдиректора департамента банковского развития Ассоциации банков России (АБР) Александр Арифов.
«Общий лимит поручительств в рамках объявленного приема заявок составляет 30 млрд рублей, — конкретизировала Наталия Богомолова. — Возможно, требования, которые выставляет корпорация, как в части объема размера запрашиваемого поручительства (сейчас это не менее 300 млн рублей, но и не более 50% общего лимита), так и к документам, ограничивают круг банков, желающих участвовать». Эксперт также отметил в качестве значимых стоп-факторов введенные недавно корпорацией ограничения.
Участники рынка, попавшие под «зонтик», на вопрос о выгодах работы с учетом обновленных условий отвечают дипломатично. «Небольшим банкам, в отличие от федеральных, всегда сложнее работать с госпрограммами. Ограничение лимитов и дополнительные условия создают достаточно узкое пространство для маневра», — прокомментировал вопрос «Б.О» зампред правления Банка Казани Альфат Замалиев.
«Росбанк заинтересован в том, чтобы развивать кредитные продукты с использованием данной программы, мы считаем ее перспективной. Пока сложно говорить о том, как скажутся ограничения, так как. инструмент относительно новый», — сообщил начальник управления продаж департамента малого бизнеса Росбанка Тимур Махсидов.
ГОСПОДДЕРЖКА КАК ФУНДАМЕНТ ПОД КРЕДИТЫ МСБ
Председатель правления Ассоциации российских банков (АРБ) Олег Скворцов убежден: необходимо расширять программы субсидирования и привлекать к участию в них большее количество организаций, особенно региональных. По его словам, «для многих банков допуск и получение лимитов — нетривиальная задача, и для расширения поддержки нужны серьезные шаги со стороны государства».
Такое мнение разделяет и Александр Арифов: у АБР сформулирована программа-минимум пожеланий к властям РФ на этот счет (см. подверстку).
«Мы, в Банке Казани, видим интерес клиентов к льготным программам и активно работаем в рамках установленных лимитов, которые, к сожалению, не столь значительны. Поэтому не ожидаем серьезной доли данных ссуд в общем объеме», — признал Альфат Замалиев.
В целом, опрошенные «Б.О» эксперты сходятся во мнении, что госпомощь будет расширяться. Как минимум потому, что правительство заинтересовано в большем вовлечении МСБ в государственные проекты, считает Владимир Эльманин. Подтверждением этого тезиса служит, к примеру, появление в начале апреля текущего года в линейке МСП Банка нового экспресс-кредита — на подержанное оборудование.
Тимур Махсидов наблюдает, что доля кредитов с господдержкой растет на 5-6% ежегодно, но в 2023 году в Росбанке ожидают увеличения показателя до 15–20%.
Судя по высказываниям Александра Арифова, особого выбора у государства нет: находить финансирование в бюджете придется.
«Спрос на кредитование уже сегодня превышает возможности банков с учетом достаточно жестких требований к резервированию, а также ограничений по объемам портфелей в рамках стимулирующих кредитование программ. В ближайшие годы спрос будет расти, и соответственно сохранятся возможности для увеличения портфеля кредитов МСБ, — прогнозирует эксперт АБР. — Программы господдержки, включая субсидирование процентных ставок по кредитам МСБ, являются основными причинами роста кредитования в сегменте».
ЦБ в своем отчете тоже пишет, что «значительный вклад в столь существенный рост внесли государственные меры поддержки кредитования».
Точка зрения АКРА: влияние господдержки на рост портфеля — «ограниченное», доля таких кредитов «умеренная» — около 15% (для сравнения: оценки Росбанка — 15–20%). Дальнейшее увеличение портфелей в Агентстве скорее связывают с готовностью к рискам самих банкиров.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ «ГЛАЗАМИ БИЗНЕСА»
В оценке будущего кредитования мнения у экспертов не совпадают. Возможно, значительного роста и не будет, считает Олег Скворцов. «Эксперт РА» в базовом прогнозе на текущий год ориентируется на 12 трлн рублей, а в негативном — на 10,1 трлн. Мнение НРА: рост кредитования на фоне адаптации российской экономики к новым логистическим цепочкам — до 12–14% (или 10,75–10,95 трлн рублей).
В АКРА новых рекордов по темпам прироста по итогам 2023 года не ждут, прогноз по портфелю — плюс 10–15%, максимум те же 11 трлн рублей. Скепсис основан на оценке «неблагоприятности операционной среды» для наращивания инвесткредитования. Кроме того, предприниматели «предпочитают самостоятельно финансировать инвестиционные проекты, а банки не готовы снижать требования к заемщикам», полагают в Агентстве.
Доступность кредитов, в том числе инвестиционных, остается болезненным вопросом для бизнес-сообщества. Председатель комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза уверен, что «в случае принятия и реализации правительством РФ и Банком России в ближайшее время Таксономии оценки рисков инвестиционных проектов рост кредитования продолжится, а инвестиции в основной капитал будут увеличиваться на 2-3 трлн рублей в год».
Павел Вешаев видит, что «ситуация в пользу инвесткредитов уже начала меняться в 2023 году в связи с тем, что в России многие стали вкладываться в новые производства».
Наталия Богомолова считает, что требования к заемщикам остаются достаточно высокими: «Процедуры совершенствуются, но работу нужно продолжать: расширять каналы взаимодействия с МСБ как на региональном, так и на федеральном уровнях в части предоставления актуальных мер поддержки и оперативного реагирования на запросы и потребности субъектов».
«Стало сложнее получать кредитование субъектам МСП в силу повышения требований к заемщикам кредитными и финансовыми организациями. Существенный рост МСБ может быть обеспечен только тогда, когда в этом будут заинтересованы администрации регионов, который сейчас делают ставку на развитие крупного бизнеса», — убежден Владимир Гамза.
Алексей Хижняк, эксперт по вопросам развития и господдержки бизнеса и отечественной промышленности «Деловой России», считает, что по крайней мере в рамках Постановления Правительства РФ № 1764, по программе, в которой участвуют 40 банков, процедура получения субсидированного кредита позволяет любой компании, имеющей прозрачную отчетность, сформировать пакет документов. «Недаром общий объем заключенных кредитных соглашений превысил 520 млрд рублей — это более 60% изначально предусмотренных нацпроектом значений, — оценил он. — Некоторые финансовые учреждения сотрудничают с региональными властями и кредитуют малый бизнес на льготных условиях. Например, в ВТБ предусмотрено субсидирование процентов, возмещение идет по линии правительства».
В АБР не согласны с тем, что 40 организаций для бизнеса достаточно.
Основная проблема доступности в ставках — они должны быть на уровне рефинансирования или даже ниже: сопоставимыми с кредитами Фонда развития промышленности (3 и 5%), уверен Алексей Хижняк. Это позволит предпринимателям высвободить собственные средства для инвестирования и масштабирования бизнеса. По его мнению, необходима докапитализация программы.
Павел Вешаев знает, что пройти квест с получением льготного финансирования могут только опытные профессиональные лоббисты. Но он не видит и необходимости существенно облегчать процедуру: «Излишне легкий вход при получении госденег навредит прежде всего самим предпринимателям, задача которых — не просто найти финансирование, но качественно реализовать проект и отчитаться за реализацию».