Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью порталу www.viperson.ru 03.10.2016 года: ровно год тому назад, 30 сентября 2015 года Россия по просьбе действующего президента Сирийской Арабской Республики (САР) Башара Асада начала военно-воздушную операцию в этой стране по уничтожению группировок банд формирований под названием «Исламское государство» (запрещена в России).
Так чего добилась Россия, проводя в течение года военную операцию в Сирии?
Давайте по порядку.
Во-первых, правительственные войска при российской воздушной поддержке смогли оттеснить силы умеренной оппозиции от Дамаска и Хомса, отбить у исламистов Пальмиру и расширить зону контроля на подступах к Алеппо. Правда, при этом сторонникам Асада пришлось оставить часть территории к востоку от Дамаска.
Кстати, данные американского Института исследований войны (ISW), также свидетельствуют о том, что Дамаску удалось вернуть контроль над территориями на севере провинции Латакия, городов Хомс и Пальмира. Благодаря поддержке российской авиации правительственная армия вместе с ливанской «Хезболлой» и иранским «Корпусом стражей исламской революции» смогли взять в кольцо подконтрольные оппозиции районы на востоке Алеппо.
В результате действий российской авиации было нарушено, а в отдельных местах полностью прекращено ресурсное обеспечение террористов. Таким образом, при поддержке российской авиации за год были освобождены более 600 населенных пунктов и более 12 тыс. кв. км территории Сирии.
Однако несмотря на российскую поддержку, силы Асада продолжают контролировать пока лишь треть территории Сирии.
Но ведь, еще год тому назад казалось, что режим Башара Асада вот-вот падет под натиском «Исламского государства» и он обречен. В то время действительно сирийская армия была деморализована и отступала на всех фронтах. Так вот, следует отметить, что воздушные удары российской авиации фактически переломили ход войны с террористами. При поддержке наших ВКС войска Асада перехватили инициативу и теперь уверенно наступают.
Во-вторых, несмотря на отсутствие опыта ведения военных операций за рубежом ВКС РФ достаточно успешно решили многочисленные вопросы обеспечения снабжения как российского контингента в Сирии, так и сирийской армии, показав, что Россия может достаточно эффективно проводить масштабные военные операции не только непосредственно у своих границ.
Так же стоит отметить, что помимо обкатки задействованных в войне подразделений, Министерство обороны РФ получило отличную возможность испытать в Сирии различные новинки военной техники, включая танки, бронеавтомобили, артиллерийские системы, БПЛА, средства радиотехнической разведки, причем в боевых условиях. Безусловно, этот опыт в будущем будет иметь важное значение в развитии отечественных вооруженных сил.
В-третьих, к началу военно-воздушной операции российских ВКС война в Сирии постепенно приобретала многосторонний формат и весьма неустойчивый характер, что с одной стороны, осложнило положение Башара Асада, а с другой стороны, приводило в ярость американскую военную элиту и лично президента США Барака Обаму, стремящихся к свержению режима Асада в САР.
Вызвав бурную реакцию США на ситуацию в Сирии, Россия показала миру нерешительность американской дипломатии и трусость ее силовой элиты.
Стратегия ограниченного участия России в военной операции в Сирии и утрата американцами стратегической инициативы заставляет сейчас США нервничать и постоянно пересматривать свои планы на Ближнем Востоке. К такой ситуации Соединенные Штаты оказались не готовы.
Подводя предварительные итоги, мы в тоже время не должны забывать и о том, что по официальным данным, в ходе сирийской кампании погибли 19 российских военнослужащих.
За год военной операции российские самолеты совершили около 13 тыс. боевых вылетов, а военная операция России в Сирии обошлась российским налогоплательщикам в 58 млрд руб. Это следует из проведенного РБК анализа открытых данных по количеству боевых вылетов российских самолетов (http://www.rbc.ru/politics/30/09/2016/).
В тоже время коалиция, возглавляемая США, ежедневно тратит на операцию по борьбе с «Исламским государством» $12,3 млн (по данным Минобороны США). Общую стоимость операции по борьбе с «Исламским государством» американцы оценили в $9 млрд, что соответствует 584 млрд руб.
Свежо предание, но верится с трудом…
Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью порталу www.viperson.ru 03.10.2016 года.