



На мой взгляд, удивительно, что при разработке стратегии развития (если, уж, ее действительно кто-то хотел разрабатывать) не была положена простая и понятная схема: главная цель перемещение России по ИРЧП выше по списку стран (хотя бы в число стран, входящих в группу "с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала"), имея в виду, что стратегическая сверхзадача войти не в пятерку мировых лидеров по ВВП, а в пятерку мировых лидеров по ИРЧП. Таким образом ясна долгосрочная цель.
Другой аспект - стратегия. Здесь тоже можно было бы пойти по упрощенной схеме: если известно из чего складывается ИРЧП, то и развивать свои усилия, включая политические, финансовые и усилия, включая политические, финансовые и др., нужно в этих направлениях. То есть, развивать компоненты ИРЧП, а именно:
- ожидаемую продолжительность жизни при рождении;
- среднюю продолжительность обучения;
- валовой национальный доход на душу населения (а по ВВП страны).
К этим компонентам я бы добавил ряд других, которые я включаю в понятие НЧП, а именно:
- культуру;
- духовность;
- отечественную науку.
Из этой стратегии развития страны становится понятной и роль внешней политики. Не абстрактная ("создание условий") и не надуманная ("модернизация"), а реальная: создание дополнительных благоприятных возможностей для развития НЧП и его компонентов - национального образования, культуры, науки, душевого дохода и увеличения продолжительности жизни. На схеме внешней политики это можно было бы изобразить следующим образом.
Не вдаваясь в детали стратегии, можно лишь сказать, что внешнеполитическая стратегия относится к способам решения основных задач, а модернизация является одним из способов. И, уж, никак не целью, а тем более самоцелью внешней политики.
У нас же в 2008-2010 годах все оказалось перевернутым с ног на голову: модернизация (как один из способов развития НЧП) стала самоцелью. Это произошло из-за отсутствия внятной и общепризнанной системы взглядов у российской элиты. То есть идеологии.
Если мы обратимся в очередной раз к принципиальной схеме идеологии, то эту "внешнеполитическую область" стратегии нетрудно выделить. Она будет носить, очевидно, подчиненную, а не самостоятельный характер.
Из этого рисунка видно, что:
- модернизация, в т.ч. внешнеполитическая, это наиболее эффективное использование и развитие национальных ресурсов (прежде всего НЧП, производственных активов, природных ресурсов) в политических целях;
- на формирование целей развития по-прежнему оказывают главное влияние национальные интересы. В качестве главного, как уж говорилось, выступает НЧП. Поэтому внешняя политика, сотрудничество с развитыми государствами, не могут стать определяющими в политике модернизации, а тем более противопоставляться им;
- модернизация - процесс, а не внешнеполитическая цель, тем более не самоцель. Это средство, которое может быть более эффективно, если для этого использовать активную внешнюю политику;
- главной целью, в т.ч. внешнеполитической, развитие становится НЧП[5].
Стремление России максимально использовать внешние факторы в интересах модернизации особенно проявилось в 2009-2010 годы после установочного выступления Д. Медведева перед послами и представителями России в МИДе летом 2010 года. Причем в целом ряде стран, например, в Китае, где уже многие годы внешняя политика была ориентирована на приоритетную задачу - модернизации страны, - как естественное, нормальное и правильное стремление воспользоваться преимуществами глобализации и международного сотрудничества.
С одной, весьма существенной, оговоркой. В Китае, да и в ряде других стран, где очень чутко следят за изменениями в концептуальных основах внешней политики России, были очевидно обеспокоены возможным "разменом" выгод модернизации, полученных от США Евросоюза, на изменение позиции нашей страны по вопросам безопасности. В частности, возможной ускоренной интеграцией России в военно-политическую структуру Евросоюза и НАТО. Подобный "обмен", надо сказать, откровенно предлагался рядом либеральных политиков летом-осенью 2010 года, хотя, естественно, на уровне реальной политики он не имел серьезной перспективы.
Интересно, что примерно в это же время в Китае обсуждались решения 5-го пленума КПК, которые содержательно и удивительно полно совпадали с поставками основных проблем развития России, а, главное, как заявил мне в ноябре 2010 года президент китайского института международных отношений Ку Хинг, "Китайской элите и обществу нужна научно-обоснованная концепция развития, а также модель экономического развития применительно к новым условиям существования Китая". Среди основных положений этой новой концепции развития китайские эксперты подчеркивали (в приоритетном порядке) следующие:
- необходимость роста внутреннего потребления как главного стимула развития экономики и уменьшения зависимости от внешних рынков, проявившегося в период кризиса 2008-2010 годов (Подчеркну, что рост экономики в этот период составил 9,8% ВВП);
- ликвидацию нарастающих социальных противоречий и диспропорций в китайском обществе;
- увеличение инвестиций в образование, науку, здравоохранение и другие области человеческого потенциала;
- совершенствование качества государственного управления;
- ускорение модернизации и внедрение наукоемких технологий как ответ на рост издержек на инновации.
Как видно, в Китае и России осенью 2010 года стояли примерно аналогичные проблемы развития и модернизации, что объясняется приблизительно равным уровнем развития НЧП этих стран.
Разница между Россией и Китаем, причем разница принципиальная, заключалась в том, что в Китае разрабатывали свою концепцию модернизации, а в России пытались по-прежнему использовать западную. Причем эта "своя" концепция оказалась очень удачной, а не просто оригинальной. Так, ученые ИМЭМО РАН уже в 2009 году признали, что "перспективы глобального технологического развития все больше формируются в быстрорастущих странах Азии, лидером которой как по масштабам, так и по динамике в настоящее время является Китай. Одним из важнейших проявлений этой тенденции является быстрое наращивание Китаем ресурсов для развития сферы научных исследований, а также бурный рост численности научно-инженерных кадров. Ожидается, что удельный вес Китая в мировых расходах на ИР возрастет с 9,5% в 2007 г. до 12,5% в 2009 г. (см. рис.). Соответственно, уменьшатся доли США, Японии и стран ЕС. Более того, в 2009-2010 гг. азиатские страны (включая Японию) в сумме превзойдут американский показатель затрат на исследования и разработки. Кроме того, сохранение позитивной динамики экономического роста в Китае и Индии создаст дополнительные стимулы для активизации инновационных процессов в мире, а также существенно укрепит позиции стран Азии в глобальной инновационной сфере. Таким образом, в 2010 г. центр тяжести глобального развития научных исследований впервые в послевоенной истории может переместиться из Америки в Азию.
Китай объявил и реализует всеми доступными средствами амбициозные долгосрочные планы превращения страны в инновационное общество, которые в 2009 г. были подкреплены чрезвычайными антикризисными мероприятиями. В середине мая Госсовет принял решение выделить дополнительные средства на ИР - около 5 млрд долл. Обосновывая это решение, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что инновации должны способствовать китайским компаниям в конкурентной борьбе за мировые рынки, и что Китай должен играть лидирующую роль в развитии инноваций"[6].
________________
[1] Примаков Е. Минное поле политики. М.: Молодая гвардия, 2007. С. 354.
[2] Лавров С.В. Полный текст статьи министра иностранных дел России С.В. Лаврова. МИД России. 24.05.2010 / http://www/mid.ru.ns-dos.nsf
[3] Доклад о развитии человека 2010. 20-е юбилейное издание. Реальное богатство народов: пути к развитию человека. Опубликовано для ПРООН, "Весь мир", 2010 (Статистическое приложение). С. 142.
[4] Доклад о развитии человека 2010. 20-е юбилейное издание. Реальное богатство народов: пути к развитию человека. Опубликовано для ПРООН, "Весь мир", 2010 (Статистическое приложение). С. 143-146.
[5] Я не однократно писал об этом в 1990-2000-е годы, например: Подберезкин А., Карпенко М. XXI век: стратегия для России. М. 2009.
[6] Россия и мир: 2010. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М.: ИМЭМО, 2009. С. 29-30.