18 апреля 2008
2660

80 лет народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ, лауреату премии `Золотая маска`, почетному гражданину Иркутска

АКРОСТИХ ВЕЛИКОЙ СУДЬБЫ

В воспоминаниях артиста и комментариях критика

В жизни, прожитой по-настоящему, главные события - это люди, которых ты полюбил. Они - родители, жена, дочь, внук, учителя, режиссеры, партнеры по сцене, ученики, драматурги, друзья - это и есть твоя судьба. Виталий Венгер, что у него про жизнь ни спроси, - рассказывает о людях. Многих из них уже нет, но они - это он, и в его живописных рассказах они продолжают жить.
Театр его судьбы начинается с московского детства, мамы Лидии Соловьевой, папы Константина Венгера - и продолжается в Иркутске красавицей-музыкантом женой Эльзой, красавицей-музыкантом дочкой Наташей и внуком Гришей (он с детства с дедом в театре, иногда и на сцене).
- Видимо, актерство передалось мне от матери. Когда я смотрю ее фотографии - у нее нет нормальных фотографий. То она шубу какую-то напялила, то шляпу с пером, то она в какой-то позе ненормальной. Чтобы я ел молочную тюрю, она связывала четыре стула - это называлось у нас "московский автобус". Я садился за руль, кастрюля, привязанная к спинке стула, - она играла пассажира и втюхивала в меня противную жижу. Пока доезжали - съедал как миленький. Вот мой первый театр и первый режиссер.
Папа - слухач: без музыкального образования играл на шести инструментах. Такой талантливый еврейский мальчик из Ленинграда. Вся его семья там и погибла - кто от Гитлера, кто от Сталина. А те родные, кто жил в белорусском Клецке, не успели сбежать от немцев и там сгинули. Папа играл и на пиле смычком - такой получался реквием.
И когда в Иркутске у нас с Эльзой родилась Наташа - выручал старый патефон, из которого хрипел "У Черного моря" Утесов. Только под Утесова она соглашалась спать. Эта "колыбельная" основательно вошла в репертуар наших ночных успокоительных концертов и была до предела заиграна. Эльза с мамой по очереди укачивают Наташку, мотаясь из угла в угол в тесной комнатушке - это в 1950-е была вся наша жилплощадь. А я дежурил у патефона, в полусне подкручивая пружину. Иногда сон одолевал, ручка патефона с шумом раскручивалась - начинай сначала.
Те патефонные ночи - это уже после щукинского театрального училища, откуда он в 1950 году распределился в Иркутский театр драмы и где служит до сегодняшнего дня.
Аоб учителях своих он говорит и пишет всю жизнь с неубывающей страстью. Уроки вахтанговцев он длит всю жизнь и все декламирует их имена: Вера Константиновна Львова, Леонид Моисеевич Шихматов, Виктор Григорьевич Кольцов, Владимир Иванович Москвин... много еще великих имен.
- Москвин - сын знаменитого Ивана Москвина, с чьего царя Федора началась эра Станиславского. Младший Москвин был артист эпизода, играл рыжих фрицев. Потрясающий педагог! Если я немножко могу на сцене думать - это от него.
Юмор - кольцовская прививка. Я у него в отрывке из Чехова играл Козявкина: он из гостей не попал к жене, а попал в курятник, его куры там обгадили, петух обклевал - и я все это под руководством Кольцова изображал.
Астангов, Абрикосов, Гриценко - общение с вахтанговцами, которые не преподавали на курсе, но приходили к нам, рассказывали о своей "линии жизни" - это была, я вам скажу, школа. Уж не знаю, судьба так судила, что я к ним попал, - послевоенный зеленый пацан. Окончить сегодняшнюю "Щуку" гораздо было бы проще и... скучней.
Любит говорить о Гриценко и показывать его: Виталий Венгер близок великому вахтанговскому лицедею по своей актерской природе.
- Николай Олимпиевич Гриценко был моим кумиром. Он не был моим учителем, но я учился у него на спектаклях, впитывал манеру его игры, крайнюю степень актерской самоотдачи. Его мастерство перевоплощения уникально, актерский диапазон огромен.
От Шихматова, руководителя курса, - его въедливость, обстоятельность и неуловимые переходы от серьеза к юмору.
- Стоит возле окна, пожирает толстый бутерброд - а нам вечно есть хотелось, - глядит вдоль Арбата на строящуюся высотку Министерства иностранных дел: "Хочу определить ваш глазомер, Вилли: сколько отсюда до стрелы того крана?" Я: "Ну, метров 700-800". Нет - домогается точной цифры, до сантиметра. Сошлись на 872 м 60 см. Всю вторую половину урока я думал: откуда такая точность? Только потом догадался, что - "мюнхаузил" (курсовое выражение).
И гнев от моего неумения был у него особенный. В "Соперниках" Шеридана я никак не мог произнести "Джулия! О!". Ну неудобно же - и я орал: "О! Джулия!" Шихматов: "Вилли, черт вас возьми! Еще раз ошибетесь - кину в вас пепельницу!" А она была тяжелая, чугунная. Я выхожу с партнершей - и опять: "О! Джулия!" Он: "Кидаю!" И кинул. Но я успел спрятаться.
И теперь за левой кулисой в Вахтанговском театре вам покажут эту "виллину" отметину в стене.
- Вера Константиновна Львова - жена Шихматова, женщина темперамента огненного. Как она меня вздрючила тогда, так я вздрюченный до сих пор и хожу. Хотя понял, что иногда можно бы и похладнокровней. Это от нее - и на всю жизнь: "Первое, что сделайте,- это заведите дневники наблюдений, причем несколько: за всем наблюдайте. Я не знаю, как у вас потом сложится, что с вами будет. А дневник - ваш справочник, ваша "телефонная книга". Это вам не-об-хо-ди-мо, буду проверять и ставить оценки". Когда сказала про оценки - многие ко мне обращались: как и что записываю. Юнец, я первым откликнулся на это дело. Юра Яковлев, будущий народный артист, все спрашивал: "Виля, а что она еще сказала?" Он был курсом младше.
Юрия Катина-Ярцева, своего однокурсника (тот был старше на восемь лет) Виталий Венгер считает еще одним драгоценным учителем:
- Мы домой к нему приходили, мама его, Юлия Михайловна, кормила нас... Юра разминал со мной все, что мы проходили по мастерству. Потому что многого я не понимал.
Был у него на курсе юнец на всего на полгода постарше, но много въедливее
Мишка, Михаил Ульянов. Тот сутками не выходил из училища. Упорство свое привез из сибирского города Тары, в 400 км от Омска.
- Я по сравнению с ним был полный... поц. От него - вот что: ухватится мертвой хваткой - и не выпустит, пока все не возьмет. Это мне нравится: "Держи, до конца!" Таким он влез в Жукова, Егора Трубникова - Председателя, Егора Булычова - слушай, три Егора получается, а?..

Есть и у меня это - по части хватки

За 55 лет, работая и живя в провинции, я, конечно, немало потерял. Сколько сменилось режиссеров и руководителей с разными направлениями, со своей методологией, а чаще и вовсе без нее. С годами научился "переводить" язык любого режиссера на свой, исполнительский. Когда удавалось - побеждал, когда нет - проигрывал. Но всегда стремился оставаться на уровне своей выучки, мастерства, вкуса; быть профессионалом: быть понятным в речи и поступках, быть слышимым в родном театре и на чужих сценах, совладать с темпами и ритмами, быть пластичным, музыкальным, выразительным и в меру заразительным, постоянно тренировать свою внутреннюю и внешнюю технику. Таковы были требования моих учителей, я им следую посейчас.
Эти двое упрямцев - "Мишка" и "Вилли" - оставались близкими друзьями до самой недавней смерти великого Актера, многолетнего художественного руководителя Вахтанговского театра Михаила Ульянова. В рассказах Виталия Венгера "Мишка" не умирает ни на минуту.
Как сложился в 1950-е, когда он приехал в Иркутск, тот легендарный "Сибирский МХАТ" - Иркутский драматический? Уже много последних десятилетий этого звания достоин, пожалуй, только Омский академический. Может быть, одно из объяснений - это то, что тогда в Иркутске был директором Осип Волин, а позже в Омске - Мигдат Ханжаров, оба потрясающие коллекционеры актеров. И с юным Венгером он, как выясняется, сделал судьбоносный для театра выбор.
- К Осипу Александровичу Волину в полной мере можно отнести характеристику идеального директора у Станиславского - я за нею вижу Волина.
В Иркутске трудились великолепные мастера: Николай Харченко, Галина Крамова, Екатерина Баранова, Алексей Павлов, Константин Юренев, Аркадий Тишин, Владимир Серебряков, Абрам Руккер - да простят мне старые театралы то, что я обрываю этот список, он на самом деле много длинней!
Александр Терентьев: режиссер из актеров - и самый актерский режиссер. Он умел разгадать актерскую "изюминку" и делал это почти безошибочно. Он меня от характерных ролей обратил и к серьезному материалу. Это от него: "Дорогой, возраст прибавляется, нельзя оставаться ребенком. Хватит искать походки, бычьи пузыри и гондоны. Почитай теперь "Обыкновенную историю".
О "пузырях и гондонах" - это к Абраму Руккеру, великому мастеру грима. И постоянному объекту моих наблюдений за ним как характерным актером. Мне было чуть за 20, а моему персонажу в шиллеровском "Дон Карлосе", зловещему Великому Инквизитору, - 95! Помог Руккер: на макушку - бычий пузырь, а на лицо... мы с ним раскроили презерватив, наклеили его полосками на мягкие ткани лица театральным клеем. Когда клей подсох, резинка стянула лицо так, что я постарел как раз на 70 лет. Ставил спектакль Терентьев. Увидев меня с новым лицом, он икнул, потом поднялся на сцену, взял меня за руку и повел в кабинет к директору театра.
Волин - шутил он редко! - сказал, обращаясь почему-то к режиссеру: "Ну что же вы испортили такой продукт - он ему на другое место бы пригодился". И после премьеры приказом прибавил мне к зарплате 10 рублей - "за творческую фантазию".
Над "Обыкновенной историей" мы работали с моим другом и многолетним незаменимым партнером Виктором Егуновым: я был ему дядя, он мне - племянник. С Терентьевым на первых же репетициях договорились о главном - искать в злом гении Петре Адуеве симпатичное, обаятельное, не играть его отрицательных сторон, ибо они вылезут на поверхность сами. Потом комиссия, принимавшая в те годы спектакль, попеняла режиссеру и мне за то, что "отрицательный" недостаточно отрицателен... Теперь это история. Необыкновенная история.
А в чем-то, увы, и обыкновенная - слишком часто сегодняшняя сцена в ущерб себе разжевывает для случайного зрителя, чтоб не ошибся с оценкой: кто положительный, а кто - наоборот. Правда, и Виталию Венгеру приятно вспомнить, как он одного негодяя на сцене "приложил". Но это, я думаю, зритель вступился за своего кумира - Галину Крамову, которую "обидел" наш герой:
- В "Острове Афродиты" я играл откровенную сволочь - английского офицера-оккупанта на Кипре. В самый напряженный момент, когда мой стэк уперся в подбородок Крамовой - матери патриотки, с галерки женский голос отчаянно крикнул: "Уберите со сцены эту зеленую сволочь!" В зале повисла тишина... а для меня это была шикарная рецензия.

С какими режиссерами Виталий Венгер встретился в Иркутске?

- Куликовский, Шатрин, Табачников - чтобы кто-нибудь из молодых актеров сегодня испытал власть такого триумвирата! У каждого из них было свое. Анализ - у Александра Шатрина: он умел читать пьесу как мало кто; это можно сравнить с хорошо отрежиссированным радиоспектаклем: на слух воспринимались тончайшие нюансы характеров и взаимоотношений героев. Начиная с Аттилио в "Субботе, воскресенье, понедельнике" я стал чувствовать необходимость внутреннего перевоплощения. Находкам - без грима! - Шатрин радовался как ребенок.
Куликовский - экспериментатор. Он говорил: "Виля, здесь можно похулиганить". Помню, за какого-то Симку-тракториста в советской пьесе он мне на программке написал: "Виталий Константинович, спасибо за очередное хулиганство". Давал возможность распахнуться - у Табачникова это не очень проходило, зато тот был замечательным режиссером-педагогом.
Вспоминая репетиции Куликовского или Табачникова, я думаю об идеале взаимоотношений режиссера и актера: они "самоутверждались" через актера. И у них я возвращался к возлюбленному еще с училища водевилю - так же, как с режиссером Вологжаниным в "Последнем параде" и с Терентьевым в "Сверчке".
В "Последнем параде" бравурная троица - Тишин, Егунов, Венгер - под песню Высоцкого ("Встаньте на пол, руки шире, вдох глубокий, три-четыре, бодрость духа, грация и пластика...") до сих пор в моей зрительской памяти марширует по сцене.
- Тоже урок, от великого нашего завлита, незабываемого чудака и эрудита Павла Маляревского: "Отрабатывай, дорогой, технику исполнения до автоматизма, а потом выдавай номер как вроде бы случайно получившийся. Сиюминутная импровизация не возникает сама по себе". Это по-щукински: помню, как скрупулезно ползал по сцене, готовя свой эпизод, Николай Гриценко. А потом его смешной герой на спектакле спотыкался, падал, вставал, облепленный окурками с пола, и уходил под аплодисменты. "Щукинская" формула: сделать трудное доступным, доступное - легким, легкое - красивым".
А режиссеры случались и потом - правда, чаще всего они приходили - и уходили, поставив спектакль. Виталий Венгер благодарен Владимиру Симановскому за "Человека и джентльмена" - свою вторую встречу с Эдуардо де Филиппо, итальянским гением, близким ему "по крови" драматургом.
- Мне нелегко назвать свою любимую роль. Но в Дженнаро из "Человека и джентльмена" я был влюблен до последнего спектакля. Об этой работе много писали. Мы жили на гастролях в Хабаровске в одном номере с Симановским, и ни один вечер не обходился без наших фантазий о Дженнаро.
Николай Угодник - старик из "Характеров" Шукшина - так до сих пор в моей памяти и сползает в исподнем с лежанки на печи. Блестящая пластическая характеристика совсем отдельного человека.
- Аплодисменты, сопровождавшие его появление, настораживали: если узнали актера - радости мало: игра на известности, на "вчерашних букетах". Но нет - здесь хлопали персонажу.
Честно сказать, и в Шукшине, и в "Сказках старого Арбата" у того же Черткова приходилось полагаться больше на себя, чем на режиссера. Для моего добрейшего Христофора Блохина в "Сказках..." Арбузова я "ловил" похожих на него людей на улицах, в столовых, в магазинах, на транспорте, в библиотеках, в кинотеатрах. Однажды нашел: пожилой человек на скамье с газетой в руках то и дело отрывался от чтения и поверх старых круглых очков глядел на играющих детей. Все забыв, он в восторге поднимал густые брови, а обрамленный редкими усами рот как бы артикулировал детские возгласы. И глаза - они были не по возрасту озорными. И я дал своему Блохину его глаза.
"Трехгрошовую оперу" поставил у нас ленинградец Геннадий Любовицкий. Первый Брехт в Иркутске - это был крепкий орешек. Своему Мэкки-Ножу я, памятуя уроки Гриценко, вмонтировал серные спичечные пластинки в разные места костюма и мог зажигать спичку о любое место: такой бандитский фокус. В университете после обсуждения спектакля студенты провожали нас, скандируя: "Мы - за Брехта!". Там было много музыки, пластики, а живое брехтовское "отстранение" актера от персонажа продемонстрировал мой друг Егунов в роли Смита.
И вот как это было. Я на сцене, и вижу, что на противоположной стороне студентки театрального училища и молодые артистки - "штат" публичного дома - окружили Егунова и давятся от смеха, что, в общем-то, было "отстранением" от содержания эпизода. Я подтянулся незаметно - ничего сначала не понял: Егунов стоит как ни в чем не бывало, все в костюме и гриме вроде в порядке, но... вдруг рот его растягивается в улыбке - а усы превращаются в слово из трех букв... Тут и мой грозный бандит Мэкки потерял всякий серьез.
Настоящей подсказкой от режиссера Юрия Григоряна я воспользовался в "Смерти Тарелкина". Он подбросил мне образ "паука" для Тарелкина - и дело пошло. Я выбрал старый, испытанный, архаичный, как иногда считают молодые, путь - зато самый верный, рожденный учением Станиславского: идти от себя - но обязательно уйти от себя.
В любой роли меня никогда не устраивал усредненный, серый вариант проживания.
Оставаться хотелось артистом, а не актером: актер - исполнитель, грамотный, обученный, но не больше. Артист же - это художник, вкладывающий в то, что он делает на сцене, свое понимание, свои мысли и чувства. Я считаю свою судьбу счастливой прежде всего в том, что театр сводил меня с замечательными русскими и западными классиками, а с творчеством Сухово-Кобылина - дважды: Кречинский и Тарелкин.
В Островском, который, как казалось в училище, "не его" драматург, Виталий Венгер сыграл неожиданно много: "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Сердце не камень", "Последняя жертва", "Василиса Мелентьева", "Волки и овцы", "Таланты и поклонники", "Бешеные деньги".
Изяслава Борисова - "сумасшедшего новосибирца" - он нежно любит, написал о нем в книге, посвященной режиссеру, которая скоро выходит. "Воронья роща" Александра Вампилова в постановке Изяслава Борисова, где на двух половинах сцены в разных вариантах одного сюжета снова сошлись Венгер и Егунов, в моей памяти - классическое прочтение пьесы, гораздо более легковесной в привычном виде "Провинциальных анекдотов". Спектакль шел долго и с заслуженным успехом и у нас, и на гастролях.
Что было хорошо в давно вымечтанном Короле Лире в спектакле Геннадия Шапошникова - это редкие моменты физического покоя и почти шепот героя с авансцены - пронзительные мгновения в стороне от агрессивной (и опасной) бутафории.
В "Поминальной молитве" Григория Горина у режиссера Олега Пермякова его Тевье-молочник ряд сезонов возил по сцене телегу - и это был емкий образ судьбы вечного труженика и одновременно почти античный по трагизму образ человека, ни на кого не перекладывавшего ответственности за себя и за свой мир. Тевье - Венгер, тогда 70-летний юбиляр, в вечер бенефиса на этой телеге вез, кажется, всю актерскую братию. Он как будто вез из глубины сцены на нас, зрителей, всю свою жизнь, свою неспокойную и счастливую театральную судьбу.
Его Китайца в "Порт-Артуре", одну из первых ролей, вспоминал иркутский поэт Марк Сергеев: "Он является к адмиралу Макарову с важным сообщением. Малюсенький эпизод - но талант актера заставил меня запомнить его и пронести в памяти сквозь всю мою не такую уж короткую жизнь".
Непривычно живые его персонажи на фотографиях - что совсем уж редко в актерских снимках. Часто артист застывает, как "просто человек" перед камерой, - и оказывается, что так легко покинувший его в этот момент персонаж слишком неплотно к нему прилегал.
Гоголь режиссера Вячеслава Кокорина принес Виталию Венгеру (за роль Подколесина в "Женитьбе") Государственную премию. Кокорин - вообще отдельная статья в жизни артиста. Он и посвятил режиссеру отдельную главу в своей книге "Я верю в театр Кокорина".
- Энергии, которую он вкладывает в репетиции, в поиски, в пробы, - хватило бы на пятерых режиссеров. Он требует от актеров такой же отдачи, и тут он совершенно прав, - и радуется, когда есть результат, и бурно огорчается, когда его нет. Премьера "Леса" стала моей самой важной встречей с Островским. Мы снова встретились на сцене с моим другом Егуновым: он - Счастливцев, я - Несчастливцев. На репетициях было настолько интересно, что не замечали, как проходили многие часы работы! Мастерскую высоту набирали все: и Тамара Панасюк - Гурмыжская, и Елена Мазуренко - Улита, и Виталий Сидорченко - Восмибратов, и Александр Берман - Карп. Премьера была радостным, долгожданным событием: в городе появился режиссер - истинный лидер. Пошли кокоринские премьеры: "Сорри", "Женитьба", "Гамлет" в театральном училище, "Хорошее убийство" по "Войцеку" Георга Бюхнера, "Веселись, негритянка!" Андрея Василевского, "Самое главное" Николая Евреинова, наконец, "Дядя Ваня". В трех из этих спектаклей я был занят.
Если меня спросить, что я испытываю в работе с Кокориным в таком, например, абсурдистском спектакле, как "Веселись, негритянка", или в роли злого зануды профессора Серебрякова у Чехова, - я отвечу однозначно: он дает мне возможность наслаждаться профессией.
Виталий Венгер наслаждается профессией во всех ее проявлениях. Он много лет преподает в Иркутском театральном училище. Пишет новую книгу. Готов выйти на сцену пусть даже в небольшом эпизоде. "За честь и достоинство" - называется его самая престижная "Золотая маска". Он - честь профессии, великий наш артист.
Роль Серебрякова стала материалом для моей статьи "Виталий Венгер как учебник литературы". Даже у лучших, знаменитых исполнителей этой роли он - ядовитый упырь, и это, увы, прямолинейная традиция в театре. А Венгер рассказал мне поразительную историю: он, в духе кокоринского спектакля, так впустил в себя этого желчного подагрика, что "заболел" его болячками.
- Я расшнуровал моему бедному несимпатичному герою ботинок на левой подагрической ноге - стало легче. Конечно, это не для зрителей: кто разглядит такую мелочь из зала? Так и играл. Как-то в антракте вбегает в мою гримуборную режиссер: "Все идет неплохо". Взглянул на мои вытянутые ноги: "Старик, а где у тебя шнурок? Я: "Болит нога, подагра, так легче". Он: "У кого подагра?" Я: "У Серебрякова". Он подходит ко мне, целует: "Закрепить!".
Этот шнурок стоит, ей-богу, многих учебников: тут продолжение тех вопросов, которые возникали у ученых "членов приемочной комиссии" в связи с его Петром Адуевым. А театр - не судья своим героям: они живут здесь, и у каждого своя болячка, своя правда. Венгер это знает.
...Вера Львова читала на курсе в "Щуке" дневниковые записи Евгения Вахтангова. Вот какая особенно ему близка - по всей жизни близка: "Думал - радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение ее - радость. Радуйся на небо, на солнце. На звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость - значит, ты ошибся где-нибудь, ищи ошибку и исправляй. Нарушается эта радость чаще всего корыстью, честолюбием, и то и другое удовлетворяется трудом".
Он блюдет нашу радость, он столько радости подарил нам со сцены.

Сергей Захарян
Областная газета
www.aldana.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован