На фоне подготовки к 100 – летию Великой Октябрьской социалистической революции и что – то, и как – то довольно часто стали появляться некие «вкрапления» в заданную тему таких научно – философских определений, как «октябрьский переворот», которое в принципе переформатирует значение и статус Великого Октября с «ног» на «голову», и какой – то там «тоталитаризм», как, вроде того, вполне «объективный» «итог» его исторических последствий…
Ну, «государственные перевороты», это, наверное, когда на «смену» Шеварднадзе «приходит» Саакашвили, на «смену» Януковича «приходит» Турчинов и т.п., которые почему – то «окрестили» вовсе не переворотами, а «цветными революциями», но здесь, как говорится: «сколько не говори «сахар», слаще от этого во рту не станет…».
Однако сейчас уже не до них и вернемся к заданной теме.
А здесь нам, в первую очередь, нужно отделить «зерна от плевел» (или «Котлеты отдельно, а мухи отдельно», как сказал когда – то Владимир Владимирович на заседании Правительства в 2001 году…).
И плавно переходя в этой теме от псевдонаучных предсказаний и вымыслов политических «звездочетов» к анализу положений Конституций (РСФСР) СССР (а их было четыре: 1918, 1924, 1936 и 1977г.г.) все становится на свои положенные места и проясняется буквально следующее.
В первую очередь проясняется, что все четыре основных государственных закона объединены одним и тем же принципом: от эволюции верховной государственной власти, в лице рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (начиная от 1918г.) и до Верховного Совета СССР (1977г.), т.е. народовластием.
Касаемо присутствия в Конституциях 18 – 36г.г. такого термина, как «диктатура пролетариата», который некоторые «полит-правоведы» преподносят как конституционно «узаконенный» «тоталитаризм»…
Но, В.И. Ленин, в своей работе «Государство и революция» дал этому совершенно иное научно – политическое, равно как и правовое определение – «диктатура пролетариата», это есть, и не что иное, как: «Демократия для гигантского большинства народа», а это уже совершенно не то, о чем вы (извиняюсь «некоторые полит – правоведы») подумали...
А право наций на самоопределение, право республикам свободного объединения и выхода из состава Союза, гарантированные социальные права и равноправие всех граждан, это что, тоже «тоталитаризм», что ли…
Но, пожалуй, самой основной, сторонники того, что в СССР был «тоталитаризм», считают «фишку» о «руководящей и направляющей роли партии», отраженной не столько в Конституции 1936 – го (года, который больше всего они и связывают с так называемым «тоталитаризмом»), а сколько 1977 года (периода, который эти же самые «друзья – товарищи» вообще не связывают ни с каким «тоталитаризмом») (в Конституциях 18 и 24г.г. такие определения заложены не были).
Однако, «выхватывать», и к тому же «корректировать» конституционную терминологию, это еще не значит точно говорить о том, что она предопределяет на самом деле.
Знаменитая Статья 6., понимаешь…, в своем оригинале, провозглашает следующее: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР ".
Но, тогда «pardon», «уважаемые» господа – либералы, причем здесь «смешение» воедино опять тех же самых «мух» и «котлет»…
Ну, во первых, вовсе и не руководит, а всего лишь «является» руководящей и направляющей силой, а это уже, как говорят в Одессе: «две и очень даже большие разницы…».
Таки, шо же это за «страшно» пугающая всех демократов «сила» такая, если вся она, в итоге, и с правовой точки зрения, резюмируется тем, что: «Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР», которая, в свою очередь, всю систему государственного управления предопределяет следующим конкретным образом: «-Вся власть в СССР принадлежит народу. - Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. - Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов».
А здесь все идет и не иначе, как от самого «лукавого»: да все они прекрасно понимали, понимали и тогда, понимают и сейчас, и используют это, тогда в целях разрушения Союза, теперь же в целях искажения и принижения великой исторической роли Октября 1917 года.
Коммунистическая партия, в тот исторический период времени, не руководила напрямую никакой государственной системой, а она всего лишь оказывала на нее свое влияние через своих представителей (права которого не были лишены ни профсоюзы, ни комсомол, ни коллективы промышленного или иного профиля. Но это вовсе и не «тоталитаризм», и не прямое вмешательство, и не присваивание себе полных и окончательных полномочий и функций, связанных со всем государственным управлением, отнюдь…
На самом деле, присутствие КПСС в конституционном поле здесь представляется некими скрепами национального, этнического, культурного, да и экономического, в принципе, но в большей степени, наверное, все же духовного многообразия всего советского и народа, и общества в целом.
Поломай их (скрепы), как тут же все остальное, исходя из непреложных законов диалектики, будет неминуемо «разваливаться», «распадаться» на «мелкие кусочки» и «полетит» в разные стороны, как и любое и не только государственное образование, по глупому или по чьему – то злому умыслу утратившее свою стержневую (определяющую центр основной тяжести) основу.
Что же касается самих признаков «тоталитаризма», то знаете, их и в ныне действующей Конституции РФ, в отличие от Конституции СССР, как мне кажется, тоже, при желании, можно «обнаружить»…
Е. Газеев