Кто-то якобы видел на днях Васильеву в магазине. Не удивлюсь, готовилась на свободу. Скоро-скоро Васильева выйдет. Похоже, именно «под нее» в Госдуме срочно примут очень правильное, но давным-давно пылившееся там - на дальней полке предложение.
Депутат К. Ширшов вновь предложил зачитывать срок содержания под стражей в СИЗО до приговора в срок отбывания наказания к лишению свободы с повышающим коэффициентом. Действительно каждому известно, что СИЗО – худший вариант тюрьмы. А по приговору большинство попадают в колонию общего режима, где значительно вольготнее.
«В 2008 году в Госдуму уже поступал такой законопроект, – рассказывает известный московский адвокат Федор Куприянов, - и он даже нашел одобрение в Правительстве и Верховном суде. Но, несмотря на положительные заключения двух ветвей власти, третья - это разумное новшество зарубила, поскольку именно на этот год пришлось начало мощного ужесточения УК РФ».
И вот через 7 лет новая реинкарнация идеи. Один день в СИЗО - за 2 дня в колонии общего режима или за 3 дня в колонии-поселении.
Как адвокат, практикующий 20 лет, считаю, что это очень справедливое предложение! Но причем тут Васильева? – спросит читатель. Она-то находилась под домашним арестом? Но согласно ст. 109 УПК РФ срок домашнего ареста засчитывается в срок содержания под стражей, а во внесенном Ширшовым законопроекте никаких исключений нет.
Вот и получится, как раз! Ее скоро выпустят даже без политически нежелательного условно-досрочного освобождения! Ну, и дай Бог!
Пусть хоть так послужит делу либерализации уголовного процесса. Вот только не отменили бы новую норму через пару месяцев, или не внесли бы в нее, понятно, после освобождения Васильевой, уточнение, что новый счет дней не распространяется на лиц, находившихся до приговора под домашним арестом.
Суды Васильеву любят. Прогулки у нее до суда были - 3 часа, иди, куда хочешь, Интернет… Подзащитному адвоката Федора Куприянова, отбывающему домашний арест по-соседству с Васильевой, чуть ли не в том же доме, и сидящему в квартире с грудным ребенком, суд отказал в продлении прогулки до 2 часов (чтобы выгулять ребенка), хотя следователь и даже прокурор поддержали защиту. Мотивировка суда: «Это - арест, должно быть, как в СИЗО, а там - час!» Защита просила разрешить арестованному молодому человеку учиться – отказ. Лечиться можно – учиться нельзя.
Сегодня, когда процедура контроля лиц, находящихся под домашним арестом, отработана, отказ в учении при разрешении лечения бессмысленен и, полагаю даже, незаконен. Такие отказы еще и еще раз доказывают, что суды воспринимают меру пресечения «домашний арест» уже как превентивное наказание. Поскольку нарушить любое предписание домашнего ареста за час разрешенной прогулки при желании арестованного можно так же легко, как за три-четыре часа гуляния или учебы. И это обстоятельство понятно всем - и следователю и прокурору и судье.
Эх, Васильева, как за нее не порадоваться! Но боюсь, что эта ласточка не сделает весны.
Куприянов Алексей Анатольевич, почетный адвокат России, почетный юрист города Москвы