Председатель колхоза имени Арсения, что в Шуйском районе, Надежда Ясникова - руководитель новой, уже перестроечной эпохи. Ее, опытного колхозного специалиста, "поставили" руководить большим хозяйством ровно 10 лет назад, в то самое время, когда деревни русские в массе своей стали приходить в упадок, превращаясь в тяжелое ярмо на государственной шее. Государство решило проблему ярма просто - бросило деревню на произвол судьбы. Выкарабкается - так и быть, пусть живет, сгинет - туда ей и дорога.
Сельское хозяйство не приоритет
Колхозу имени Арсения, руководимому председателем в юбке, посчастливилось, в отличие от тысяч российских хозяйств, преодолеть неимоверные преграды на пути становления и не только доказать свое право на существование, но и выйти на лидирующие позиции в Шуйском районе. А началась сельская эпопея Надежды Ясниковой, никогда не жившей до этого в деревне, со студенческой скамьи. Пятикурсница Ивановского сельскохозяйственного института попала на шуйскую землю в период практики и, что называется, сумела проявить себя. Да так, что тогдашний председатель, оценив деловые качества молодого специалиста, сам приехал в вуз и затребовал "агрономшу" в свое хозяйство. Та - согласилась. И ни разу с той далекой поры не покаялась, хотя проблемы были серьезные, порой, казалось, непосильные для хрупких женских плеч. Зачастую спасало только свойственное ей упрямство. Впрочем, работа на селе в доперестроечную пору была делом почетным, хотя бы в плане моральном: и уважение, и медали, и звания разного рода государство давало, не скупилось.
Сегодня все по-иному: целенаправленной государственной политики в области сельского хозяйства у нас нет - ни в стране, ни в области! Глава департамента экономического развития Соков представил план экономического развития Ивановской области, который включает в себя пять приоритетных направлений. Сельское хозяйство среди приоритетов даже не называется! Что же удивляться тому, что финансовая поддержка нашей деревни практически нулевая - нельзя же всерьез, а не как издевку, воспринимать цифру величиной в 1,9% от расходной части бюджета! Уж лучше совсем не закладывать деньги, которые не ощущаются селом вовсе - было бы честнее.
Чем живет агропром
И живет агропромышленный комплекс, прежде всего, надеждой и верой в то, что обратят, наконец, внимание на село, вспомнят о тех, трудами которых безбедно живут - тружениках полей и ферм. Каким бальзамом на души простых селян пролилось известие, что новый председатель правительства России, сменивший на посту Михаила Фрадкова, первую свою официальную поездку совершил в русскую деревню!
Надежда Ясникова, впрочем, человек реально мыслящий - экономист и производственник, предприниматель, к тому же еще и областной депутат, привыкший оперировать законами. Для нее известия из телевизионного ящика значат немного. На мое возражение, что подобные поездки правительственных верхов в село являются показательными и социально значимыми, она дает ответ, недопустимый, как мне кажется, для депутата Областной думы.
- На сегодняшний день, - уверена Надежда Петровна, - областной бюджет социально направлен, мы выступаем в роли собеса: помогаем бедным, затыкаем дыры. Я считаю, что надо вкладывать в производство, увеличивая налогооблагаемую базу и пополняя бюджет. Вот каких шагов я жду от нового руководителя правительства.
- Другими словами, не надо жертвовать курицей, которая несет золотые яйца, чтобы накормить страждущего?..
Вопрос мой повисает в воздухе. Руководитель большого сельскохозяйственного производства и депутат Областной думы - мыслит в государственных масштабах. А значит, критерии другие - более жесткие? Бросаю взгляд на интерьер председательского кабинета - на стенах грамоты, благодарственные письма, на полочках многочисленные иконы. Догадываюсь, что это "плоды" благотворительной деятельности хозяйки: Надежда Ясникова, знаю это не понаслышке, активно помогает православной церкви и всем нуждающимся. Тем, чем может, в том числе личными средствами. Странное сочетание для нашего времени: предприниматель и благотворитель одновременно.
Хотя удивляться в случае с Ясниковой не приходится, у этой женщины - судьба особая. Объясняющая в ее поступках и взглядах многое...
Чем "обременена" память
По линии матери предки Надежды Петровны - земельные собственники Владимирской губернии - в незапамятные времена были благополучно сосланы в Сибирь, разделив горькую участь целого поколения предприимчивых и талантливых хозяев. Так что Надежда, хоть и скрывала свое "контрреволюционное" происхождение, пошла по стопам предков. Кстати, против воли матери, Анны Михайловны, которая тоже сполна хлебнула от "щедрот" безбожной власти. В годы войны, как самую грамотную в селе, Анну Михайловну упросили руководить колхозом. Однако жесткости и, если хотите, бессердечия молодому председателю не хватило. Глядя на эвакуированных из Ленинграда детей и женщин, исхудавших, больных, буквально умирающих от голода, Анна Михайловна, страшно рискуя, подкармливала их, разрешая уносить в карманах по 3-4 картофелинки с колхозного поля. Но мир не без "добрых людей" - донесли, что председатель занимается расхищением социалистической собственности. На Анну Михайловну завели уголовное дело, припомнив ей заодно и прошлое дочери врагов народа... Участь, к сожалению, не единичная. В колхозе имени Арсения задолго до Ясниковой, еще в годы войны, работал председателем комиссованный воин, молодой человек, потерявший на фронте ногу. Так вот, ему также не хватило "необходимой для военного времени бдительности и понимания обстановки": за подбор колхозниками оставшихся на полях колосков председателя арестовали как пособника расхитителей народного добра. Вот какими судьбами "обременена" память Ясниковой. Может ли эта женщина быть иной?..
Чудаки. Они еще не умерли?
- Сельское хозяйство нуждается в серьезной заботе, - продолжает свою мысль Надежда Петровна. - Золотоносную курицу нужно кормить и холить. В Европе это поняли давно: там дотируют сельское хозяйство в пределах 400 евро на каждый гектар. Я пересчитала эти данные на свой колхоз - получается 17 миллионов ежегодных вливаний! Неплохие примеры есть и у нас в стране. В Московской области 10% бюджета идет на поддержку сельского товаропроизводителя. На Алтае - 7 процентов. В Новосибирской области - семнадцать. А в нашей - самый низкий уровень дотаций по всему ЦФО! При такой "поддержке" агропромышленный комплекс развиваться должным образом не будет!
Какое там, Надежда Петровна, развитие! Все мы хоть раз в жизни были в деревне и видели эту удручающую картину ее обветшания: ржавеют трактора, гниют брошенные под открытым небом механизмы, зарастают бурьяном некогда плодоносящие земли - словно Мамай прошелся по русской земле! И поднять деревню, обновить ее у хозяйств не хватает сил. Зато платить сельскохозяйственным предприятиям нужно за все. И по полной программе! Немилосердные цены - на электроэнергию, горючее, неподъемные - на технику и запчасти. Последствия ценового разгула каждый из нас ощущает на собственном кошельке: дорожают яйца, молоко, хлеб. Однако село не богатеет. Жить землей и мечтать о богатстве не получится, не та сфера. Никто и никогда не имел на сельском труде капитал - здесь небольшая и очень отсроченная по времени отдача. Так что государственная поддержка - это единственная надежда для деревни выжить. Если, конечно, оно заинтересовано в производстве своего натурального продукта. "На работников агропрома, - с горечью признается Надежда Петровна, - нынче смотрят, как на чудаков. Оказывается, они чего-то производят, барахтаются - еще не умерли!"
Крестьянская доля! Она всегда была неимоверно тяжелой. Подъемы до света, работа до упада, без учета времени, в кратких ее перерывах - беспокойный сон. Ни отпусков, ни положенных дважды в неделю выходных, ни сносной зарплаты за трудовые подвиги. И, правда, чудаки. Хотя есть и другое определение - праведники. Те самые, без которых не стоит ни город, ни село, ни вся наша земля...
Галина АЛЕКСЕЕВА
www.mspros.ru