22 декабря 2003
1771

Airbus нашел поставщика в России

Им стал нижегородский авиазавод "Сокол"

Европейский авиастроительный концерн Airbus впервые в своей истории заключил с российской компанией контракт на закупку комплектующих. В течение ближайших пяти лет решетки для фюзеляжа самолетов Airbus будет производить нижегородский авиазавод "Сокол", входящий в группу "Каскол".

Airbus - крупнейший в мире производитель самолетов после американской Boeing. За 10 месяцев 2003 г. Airbus поставил клиентам 271 самолет и заключил контракты на продажу еще 248 воздушных судов. Выручка Airbus в 2002 г. составила 19,5 млрд евро. 80% акций Airbus принадлежат корпорации EADS, 20% - компании BAE Systems.

Группа компаний "Каскол" владеет около 60% акций ОАО "Гидромаш" (монопольный в России производитель гидравлики и шасси для авиакосмической промышленности) , почти 50% ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", около 40% акций грузовой авиакомпании "Волга-Днепр", более 25% Улан-Удэнского авиазавода, более 15% акций Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. Королева. Президент группы "Каскол" Сергей Недорослев оценивает оборот своего бизнеса в $250 млн в год.

В пятницу исполнительный директор Airbus Густав Хумберт подписал первый контракт на производство комплектующих в России. В 2004 - 2008 гг. Россия поставит Airbus около 300 комплектов решеток для нижней части фюзеляжей самолетов семейства А320. Механическая обработка этих элементов будет проходить на авиазаводе корпорации "Иркут" в Иркутске, а финальная сборка - на нижегородском "Соколе". Полная стоимость первого контракта - всего $3 млн. Однако, по словам Густава Хумберта, уже в I квартале 2004 г. Airbus объявит тендер на размещение на российских предприятиях авиапрома заказов еще на $10 млн. А в перспективе Airbus рассчитывает довести их до $40 млн в год.

Несмотря на скромную сумму, в "Касколе" очень довольны контрактом. "Впервые российские компании включены в цепочку серийного производства западной авиастроительной корпорации, - говорит президент "Каскола" Сергей Недорослев. - Стать поставщиком Airbus очень непросто, мы пробивали этот процесс два года, доказывали, что удовлетворяем всем самым жестким требованиям по качеству и технологиям". По его мнению, подобные контракты способны поддержать отечественную авиапромышленность и помочь ей интегрироваться в мировую экономику. Недорослев напоминает, что мировой рынок авиакомпонентов оценивается в $25 млрд.

До сих пор Airbus закупал в России лишь сырье - титан Верхне-Салдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО). Но в 2005 - 2006 гг. концерн рассчитывает начать закупку алюминиевых материалов "Русала" и теплообменников для системы кондиционирования нового аэробуса A380 у совместного предприятия НПО "Наука" и американской Hamilton Sundstrand. Кроме того, полгода назад Airbus с тем же "Касколом" открыли в Москве совместный инженерный центр, где российские специалисты участвуют в проектировании узлов самолетов Airbus. "По нашему мнению, когда российские авиакомпании покупают западные самолеты, государство - как акционер многих из них - должно настаивать, чтобы часть комплектующих для них обязательно производилась в России", - говорит Недорослев.

Менеджер по связям с прессой Boeing Виктор Аношкин говорит, что для авиастроения характерна глобализация производства. "И для нас, и для Airbus размещение заказов на комплектующие в тех странах, которые рассматриваются как перспективный рынок для продаж самолетов, - это часть стратегии бизнеса, - отмечает он. - Мы тоже покупаем титан на ВСМПО и имеем инженерный центр в России". Однако, по его мнению, более высокий уровень локализации производства не имеет смысла, ведь в России таможенные пошлины и НДС завышают стоимость покупки иностранных самолетов на 46% и делают невозможным поставку в страну зарубежной авиатехники.

Наполеоновские планы ВАСО: Воронежское акционерное самолетостроительное объединение (ВАСО) , по словам его гендиректора Вячеслава Саликова, подписало протокол о намерениях с кубинской авиакомпанией Cubana de Aviacion о строительстве двух самолетов Ил-96-300. А лизинговая компания "Ильюшин Финанс", которая, как и ВАСО, контролируется Национальным резервным банком, предложила правительству России предоставить Кубе межправительственный кредит в $100 млн на приобретение этих самолетов. Кроме того, ВАСО намерено участвовать в тендере на поставку реактивных среднемагистральных самолетов "Аэрофлоту" с самолетом Ан-148, который ВАСО производит в кооперации с киевским КБ им. Антонова.


22.12.2003

www.aviaport.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован