27 июля 2004
383

Академик Никита МОИСЕЕВ: Обратного пути у нас нет

Это интервью, по ряду обстоятельств до сих пор не увидевшее свет, - одно из последних в жизни математика, философа и, не побоюсь этого слова, пророка - Никиты Николаевича Моисеева (1917 - 2000). В свое время расчеты, сделанные им вместе с группой ученых, неумолимо доказали: если начнется атомная война, человечеству не выжить. Предупреждение Моисеева получило в мире огромный резонанс, повлияло на политиков СССР и США, охладило пыл `ястребов`.

`Это была непростая работа`, - напишет впоследствии Моисеев. И - все.

Ученый был необычайно скромен. Часто люди склонны преувеличивать свое значение, полагают, что без них `жизнь остановится`. Моисеева отличала та скромность, о которой говорят, что она свойственна гениям и никогда не встречается у посредственности.

Гением, конечно, Моисеев себя не считал. А под скромностью, как мне думается, ученый подразумевал прежде всего способность оставаться самим собой при всех обстоятельствах жизни. Передавая ответы на заданные мной вопросы, он, помнится, сказал: `Больше всего меня мучает судьба страны`. Показательно, что с похожей фразы начиналось обращение ученого к участникам `круглого стола`, обсуждавшим последнюю его книгу, ставшую завещанием славного сына земли нашей: `Быть или не быть... человечеству`. Обращение это было написано в больнице за несколько дней до кончины Никиты Николаевича. Судьба России, которую он с оружием в руках защищал во время Великой Отечественной войны, волновала, мучила, жгла ученого до последних мгновений...

- Как управлять Россией? Какие главные идеи должны быть, на ваш взгляд, положены сегодня в основу нашей государственности?
- Прежде всего, как мне видится, надо отказаться от всех утопий и иллюзий, отдать отчет в той реальности, в которую оказались мы погружены. Мы должны обрести мужество и признать: обратного пути у нас нет. Надо искать новые пути. И на новом основании строить новое здание с новыми нравственными устремлениями. Такое основание, конечно, необходимо еще отыскать. В том числе и в нашем прошлом - далеком и близком.
Нужна концепция выживания в стране с суровым климатом, концепция превращения того кровоточащего обрубка, который получил название Россия, в государство, способное обеспечить человеческое существование своим гражданам и позволяющее восстановить всем нам чувство собственного достоинства. Последнее не менее важно, чем первое.
Оценив реальные трудности, следует задуматься и об опорах: на что можно опереться, вылезая из трясины? Нам необходимо поверить в то, что не все утрачено. Почувствовать, что мы не одиноки, что нас много, у нас общая судьба и у нас есть то, ради чего имеет смысл идти на жертвы, - Отечество, земля, завещанная нам предками. Полагаю, что это и даст чувство перспективы, без которого любую нацию ожидает неотвратимая деградация.
Эмоциональный порыв народа, думается мне, неоценимо важен. Считаю, что без этого из столь глубокой пропасти, в которой мы оказались, ему не выйти. Ожидаемый порыв не может возникнуть на основе стандартного капиталистического мышления, образцом которого является представление об `американском счастье`: собственный дом с газоном, денежный счет в банке и пр. Не спорю: газон и счет в банке - неплохо. Но нашему народу они не могут стать настоящим стимулом для того, чтобы он напряг свои мускулы, почувствовал уважение к себе, поверил в свои возможности. А без веры, без ощущения ясной перспективы народ подняться не сможет - как бы ни была хороша та или иная теория экономического возрождения страны.
Моя позиция, полагаю, отражает взгляды широкого круга людей, так или иначе связанных с техникой, - технической интеллигенцией, квалифицированным рабочим классом. Другими словами, людей, которые хотят и умеют работать, считают себя мастерами.
Круг этих лиц очень отличается от тех, кто занят бизнесом. Вовсе не хочу сказать, что бизнесом заниматься не нужно, но если все пойдут в торговлю - страна, на мой взгляд, погибнет.
Общество, государство создают прежде всего те, кто любит работать головой, руками, душой. Таких людей, дорожащих своим профессиональным достоинством, честью, уважающих себя за ту пользу, которую они приносят Отечеству, сегодня гораздо больше, чем принято у нас думать. К сожалению, об этом круге людей теперь говорят и пишут непростительно мало. Что демократы, что их оппоненты, как мне видится, заняты в основном устройством собственных дел, а не судьбой основной массы людей - работоспособной, желающей поднять с колен Россию.

- Что для вас Россия? Какую роль призван сыграть в истории ее народ?
- Россия - моя боль и надежда. Вне России я не могу и помыслить своего существования. Русский народ, его культура, его традиции есть наша первейшая опора. Особенно сейчас, когда наша Родина находится в столь трудном положении. Пожалуй, даже в семнадцатом столетии, в пору Смутного времени, ситуация не была столь сложной, как теперь. Если эту ситуацию не переломить, если послушно следовать тому ходу событий, которому мы стали свидетелями и участниками, если экстраполировать в будущее те отрицательные тенденции, что наблюдаются сегодня, то, надо полагать, народ наш и страну нашу может ожидать только дальнейшая деградация. Причем на всех направлениях - в экономике, культуре, нравственности. Чтобы остановить сползание в небытие, мы должны ясно представлять ожидающую нас бездну. Как бы тяжело это для нас не было. Нельзя пережить горе, не прочувствовав его до конца. Верю, мы его переживем и ничто нас не сломит.
Часто у нас сплошь и рядом повторяют тютчевское `Умом Россию не понять`... Ищут в этих строках некий таинственный смысл. Мне кажется, что поэт выразил лишь то, что мы - нерасторжимая Европа и Азия. Из нас нельзя вырвать Европу, но мы одновременно и неотделимая часть Азии. Русские - нация двух океанов, мост, связующий различные, необъединимые, казалось бы, цивилизации. Волею судеб мы оседлали путь из `англичан в японцы`, как в былые времена - путь из `варяг в греки`. Это один из важнейших источников нашего процветания, он необходим всем. Не только нам, но и Западной Европе, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и той же Америке.
Вот здесь и есть наша `ниша`, отведенная России судьбой. Она не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. На мой взгляд, наша великая национальная цель - не утверждение собственных амбиций в Европе, а превращение этого моста между океанами и разными цивилизациями в сверхпрочную, надежно работающую конструкцию.
К слову, народ наш это всегда понимал. Русские люди пешком шли за Урал, в Сибирь. Народу нашему нужны были земля и воля, которые одни только и могли дать проявиться русскому умострою. Вот так - пешком - дошел народ наш до Великого океана, перешагнул его и пришел аж в Калифорнию! В этом была своя логика - логика истории. Но, увы, величие этого явления, его значение для России, ее будущности не осознали до конца ни ее императоры, ни отечественная интеллигенция.
К пониманию происходящего ближе всего подошел Ломоносов, сказавший вещую фразу о том, что могущество России прирастать будет Сибирью.
Ну а все нынешние разговоры о `европейском доме` считаю лишь полезной дипломатической акцией - не больше. С ним нельзя связывать каких-либо перспектив для России и для русского народа. Даже если он и будет построен, Россию туда не пустят. Вспомним: ни Венский конгресс, ни Священный союз, созданный по инициативе Александра I, не приблизили Россию к Европе. Наоборот, при первой же возможности европейцы устроили нам Крым!

- Что, на ваш взгляд, характеризует сегодня столицу России и провинцию? Нужно ли столице прислушиваться к провинции или же последней придется вечно `догонять` столицу, равняться на нее?..
- Москва сегодня - финансовый, промышленный центр страны, живущий по принципу самодостаточности. О стране в целом она думает мало. Поскольку Россия - мост, соединяющий два наиболее быстро развивающихся региона планеты - Атлантический и Тихоокеанский, поскольку у нее есть реальная возможность установить самую короткую связь между ними, поскольку Россия может использовать все то лучшее, что создается в рамках этих регионов, то целесообразно, на мой взгляд, было бы перенести столицу на Восток, в район Урала, а может быть - в Западную Сибирь.
Нельзя в одном городе объединять финансовый, промышленный, научный и культурный центры с центром управления страной такого масштаба, как Россия. Необходимо отделить бюрократию от самодеятельного общества. В противном случае бюрократия будет душить общество, что мы теперь и видим на многочисленных примерах.
Опыт США, Бразилии, Австралии, других стран показывает: отделение управляющего центра от центра деловой жизни весьма полезно для страны, для цементации ее общества. Этот вопрос рано или поздно, но неизбежно встанет и перед Россией.

- В восемнадцатом столетии граф Шувалов предлагал свой проект `сбережения народа`, считая, что у власти должны находиться люди, способные страдать из-за горестного состояния собственного народа... Не вернуться ли нам к подобному проекту сегодня - разумеется, на новом историческом витке?
- Я довольно часто думаю о чем-то подобном проекту графа Шувалова. В условиях планетарного рынка у народа, живущего в тяжелых климатических условиях, основным ресурсом является сам народ. Россия - самая холодная страна в мире. Возьмите Канаду. Тоже северная страна, но ее самые холодные города расположены на широте нашего Курска. Японцу достаточно около трех тонн условного топлива в год на человека, чтобы он чувствовал себя защищенным от капризов погоды. Нам же, для того чтобы обеспечить примерно тот же уровень комфорта, требуется пятнадцать тонн условного топлива на каждого жителя. Добываем же мы пока всего около шести тонн в год на человека...
Но вернемся к проекту Шувалова. Не знаю, что подразумевал граф в восемнадцатом веке под словосочетанием `сбережение народа`, но я вкладываю в эти слова прежде всего образовательный смысл. Новая Россия, по моему убеждению, должна начинаться не с экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных программ. Понятно, что для реализации такого проекта необходимо иметь не только квалифицированных специалистов, но и умное правительство. Пока же нас захлестывает вал посредственности.
Если наш народ будет достаточно образован, достаточно профессионально грамотен, то он справится и с непростым климатом, и с бедными почвами, найдет для себя такие сферы деятельности, которые позволят ему добиться внушительных успехов и вместе с тем сохранить здоровье, сохранить здоровый генофонд нации.
Русский народ сможет обеспечить себе достойное будущее, как я полагаю, лишь в том случае, если сегодня пожертвует частью своего материального благополучия, чтобы завтра обрести подлинную интеллигентность, а не одну лишь образованность.

- Говорят у нас частенько о `третьей палате` парламента России - наиболее уважаемых, авторитетных, нравственных людях, которые могли бы оказывать существенное влияние на государственные дела. Нужна ли такая палата?
- Правду сказать, не знаю, нужна ли нам `третья палата` парламента... Боюсь, что любой новый правящий орган по примеру своих предшественников начнет заниматься добыванием благ для себя и своих коллег. Но то, что должна быть группа людей типа тех инженеров, собранных некогда Г.М.Кржижановским, которые за скудный паек готовы были сделать - и сделали! - план
электрификации страны, план ГОЭЛРО, в этом я убежден.
Я сам происхожу из инженерной семьи и помню, как в двадцатые годы у нас в доме собирались старые русские инженеры и с каким энтузиазмом восприняли они этот план. Он почти примирил их с советской властью, вдохновил на дальнейшую работу. Инженерная, научно-техническая интеллигенция поверила тогда, что разрушенная Первой мировой и Гражданской войнами Россия снова может подняться на ноги. Это явилось для них грандиозным стимулом. Сегодня на месте Президента я использовал бы мощный интеллектуальный потенциал нации для реализации чего-то подобного плану ГОЭЛРО. В основу нового плана может быть положена идея - повторюсь! - России как связующего моста между Атлантикой и Тихим океаном. Именно здесь и будет коваться будущее планеты, ибо в этих регионах рождаются новые формы организации производства и т.д. А путь, связывающий эти регионы, проходит через Россию: Северный морской путь, волоконно-оптические линии связи, транссибирские железнодорожные и шоссейные магистрали.
Если мы разумно воспользуемся своим геополитическим положением, то возникнет новая инфраструктура, которая позволит нам добраться до неизведанных грандиознейших богатств, столь необходимых и нам самим, и всему человечеству. В основу нового плана возрождения страны должны быть положены, на мой взгляд, такие идеи, как создание собственного внутреннего рынка - основы благосостояния государства; опора на высокие технологии, на интеллект и образованность нации; создание условий для успешной работы высокоразвитого национального капитализма.
А гражданское общество должно быть способным формировать такие правительства, которые смогут наконец взять на себя ответственность не только за развитие отечественной экономики, но и за все нематериальные факторы. Для этого, конечно, необходимо умение по достоинству ценить собственную культуру, историю, традиции - опыт тысячелетий, на котором и воспитывается чувство самоуважения и собственного достоинства.

- Нужно ли ставить интересы России выше прав гражданина и человека?
- Вопрос, на мой взгляд, не совсем корректен... Выше прав гражданина и человека быть ничего не может. Но ведь интересы России и не могут им противоречить. В интересах страны соблюдать права своих граждан, но одно из основных прав гражданина - соблюдать интересы России.

- Вы поездили по свету, не понаслышке знакомы с западной демократией. Возможна ли в России `новая демократия` или в ней неминуемо будут воспроизведены недостатки демократии западноевропейской и американской?
- В разных схемах демократии есть немало хорошего. Но надо понимать: всякая организационная структура постепенно вырождается. То же самое происходит и с западными демократическими институтами. Кажется, еще Цицерон заметил, что демократия неминуемо вырождается в хаос. Гражданское общество должно иметь возможность, меняя определенные уложения, непрерывно обновлять структуру своего устройства.
И еще такой момент... Сегодня надо говорить не о `вхождении России в демократический цивилизованный мир`, а - понимая свои особенности - думать о путях развития русской цивилизации, сохранении ее самобытности и не стремиться прививать ей свойства, чуждые нам от природы. Не слепо копировать то, что само уже находится на краю пропасти. К примеру, люди евро-американской культуры - большие индивидуалисты, чем мы. Безусловно, надо поощрять особенности личности - талант, смелость в хозяйственных делах, личную инициативу, способность к ответственности... Но важно понимать и помнить, что коллективизм был и останется одной из наших национальных особенностей. Жить миром, быть может, порой менее эффективно, но часто это единственный способ выжить в наших российских условиях. Принцип `работа - цель, а не необходимость`, лежащий в основе этики протестантизма, оценивающего человека по мере его успеха в личных делах, вряд ли подходит для нас. Самоценность русского православного человека определяется богатством его духовного мира, способностью оказаться рядом со страждущим, быть полезным членом коллектива.

- Верите ли вы в достойное будущее России? Если да, то на чем основана ваша вера?
- Вера в Россию мне необходима для того, чтобы жить и работать! Я верю в то, что подобная вера сделается достоянием всего народа моей страны подобно тому, как мое поколение поверило в грядущую Победу в Великой Отечественной войне. Появление у народа такой веры есть основа, по моему глубокому убеждению, его морального здоровья, его будущего.
Вместе с тем я определяю свою позицию как позицию `ограниченного пессимизма`. Вижу огромные возможности России и русского народа, но у меня, не скрою, есть при том глубокие сомнения, что мы сможем сегодня умело ими воспользоваться.

Сергей СМОРОДКИН.
Ежедневная транспортная газета `Гудок`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован