11.08.25
«Если задача военного искусства сводится к победе над врагом с наименьшей затратой сил и средств, то Гродненская и Полтавская операции служат лучшими этому образцами, в особенности приняв во внимание высокие качества шведской армии. Петр Великий проще и нагляднее выражает сущность военного искусства в своем заключительном слове описания Полтавской битвы: победа достигнута «с легким трудом и малою кровью»»[1].
«Вся кампания 1707–1709 гг. представляет необыкновенно цельную стратегическую операцию (выделено АК): все распоряжение, маневры и меры Петра находятся в полной связи с основной идеей плана; последний акт великой борьбы, Полтавское сражение, отличается необыкновенной подготовкой в нравственном и материальном отношениях»[2].
«Нравственная подготовка выражается бессмертным приказом царя и его отношением к войскам до и во время боя. В этом отношении в действиях и словах Петра Великого много общего с Дмитрием Донским перед Куликовской битвой (1380). Эти властители-полководцы действуют при одинаково тяжелых условиях и оба, кроме материальных средств, прибегают к поднятию духа войска, затрагивая одни и те же стимулы, вызывающие войска на высшее самоотвержение. И в 1380 г., и в 1709 г. эти нравственные побудительные причины у русского воина те же самые: Отечество, Церковь, вера православная и преданность верховному начальнику – царю. Державные вожди в решительную минуту боя в обоих случаях показывают и личный пример самоотвержения ради достижения цели.
Материальная подготовка сражения выразилась в сохранении целости армии с начала войны, в постоянном ослаблении противника всеми мерами, в сосредоточении значительно превосходящих сил к полю сражения и затем в подготовке, как поля сражения, так и театра войны, в инженерном отношении»[3].