Академик РАН А.А.Кокошин представляет суждения А.А.Свечина о тактике выдающегося полководца древности Эпаминонда

13.08.25

«Тактика Эпаминонда. Дальнейший крупный шаг в военном искусстве был сделан Эпаминондом. Заключался он в следующем. Так как гоплит носил щит в левой руке, то правая сторона его была менее защищенной. Поэтому, опаснейшим, но и почетнейший местом в греческой фаланге было место правофлангового в первой шеренге. В соответствии с этим, это мес­то предоставлялось сильнейшим, известнейшим почетным лицам, и на пра­вом фланге фаланги собирался цвет бойцов. Таким образом, в каждой фа­ланге правый фланг стал сильнейшим, и очень часто столкновения двух фаланг оканчивались победой их правого фланга над левым неприятель­ским, после чего следовало новое перестроение и новое столкновение меж­ду победившими крыльями»[1].

«При движении вперед, левый фланг, обычно составленный из слабых бойцов, заваливал; правый фланг выдвигался впе­ред и часто вправо, протягиваясь шире неприятельской фаланги, и обе фа­ланги сталкивались в таком косом положении, одновременно охватывая неприятельские левые фланги, несколько отстававшие. Эпаминонд, философ, которому пришлось руководить борьбой фиванцев за освобождение от спартанской гегемонии, обратив на это внимание, усилил свой левый фланг отборными воинами, сгустил здесь глубину фаланги до 50 шеренг, а правый фланг, вместо того чтобы выдвигать вперед, осадил назад. Конни­ца, перемешанная с легковооруженными, прикрывала левое ударное кры­ло Эпаминонда от охвата более длинным спартанским фронтом (сражение при Мантинее). Таким образом, если фаланга всегда наносила удар в косом положении, то теперь в этот косой боевой порядок Эпаминонд вложил определенную идею: усилил крыло, которое направлялось на важнейший пункт неприятельского фронта, и уклонил более слабое крыло и тем отсрочил его столкновение с врагом»[2].

«Заслуги Эпаминонда, …, заключались не только в том, что он создал на поле сражения весьма важную тактическую идею (по позднейшей терминологии – принцип частной победы), но и в том, что он создал войско, способное ее осуществить, не боявшееся никаких лишений и трудов ни днем, ни ночью, не гнувшееся ни перед какой опасностью и сохранявшее дисциплину даже тогда, когда не хватало продоволь­ствия»[3].

 

[1] Свечин А.А. Эволюция военного искусства. М.: «Академический проект», «Кучково поле», 2002. С. 46.

[2] Там же. С. 46–47.

[3] Там же. С. 47.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован