22.07.25
«Тактическое искусство Наполеона, начиная с 1805 г., представляет высочайший образец творчества. Впервые на полях сражений новых народов проведен во всей цельности принцип частной победы, установленный за две тысячи лет назад Эпаминондом и во всем величии примененный Александром Македонским. Тактика Наполеона ближе всего подходит к тактике великого завоевателя Древнего мира – Александра.
В нем нет той гибкости, того блеска гения в тактическом творчестве, что мы видели у Ганнибала, вызванного к этому необходимостью, так как он должен был именно искусством, даже, скорее, хитростью, вырывать победу из рук превосходящего во всех отношениях противника. Наполеон в этом не нуждался: армия его превосходила во многих отношениях современные ему европейские армии. Он заботился только о том, чтобы громовыми ударами на поле сражение поразить противника нравственно и нанести ему возможно больший материальный ущерб за кратчайшее время, с наименьшей затратой собственных сил и средств»[1].
«В сущности, как видно из кампаний Наполеона, он предпочитал маневрировать вне поля сражения, причем ставил свою армию в положение, наиболее угрожающее пути отступления противника, а на поле сражения наносил простые, но сильные удары. Его противники, кроме русских (за исключением Аустерлица 1805 г., в котоpом русские не повинны), много отводили маневрам и на поле сражения, что, в большинстве случаев, служило им же во вред.
Для осуществления принципа сосредоточения сил, Наполеон должен был отказаться от принципов линейной тактики и в самой форме боевого порядка провести идею концентрации сил на решительном его участке; для этого нужен был сильный резерв, который и вводился в бой в решительный момент.
Но, кроме того, имея в 1805 г. такого опасного по стойкости в бою противника, как русские, Наполеон перед Аустерлицким сражением предписал дивизиям корпусов Сульта и Бернадота построиться следующим образом: в каждой бригаде передовой полк имел батальоны в развернутом строе, а вторые полки были в дивизионных батальонных колоннах, расположенных за наружными флангами батальонов передних полков. Артиллерия располагалась в интервалах между полками и небольшими батареями на флангах. Впереди находилась цепь стрелков.
Пятый полк, в колоннах, в 100 шагах позади, находился в резерве. По одному эскадрону или дивизиону кавалерии было приказано расположиться за бригадами, чтобы проходить через интервалы для преследования или действия против казаков.
«В этом порядке, – пишет Бертье маршалу Сульту, – вы будете в состоянии поражать противника батальным огнем и атаковать его сомкнутыми колоннами».
Бой проходил следующим образом: передовые корпуса завязывали его по всему фронту, причем часто проходило по нескольку часов, пока Наполеон окончательно ориентировался и намечал решительный удар. При этом он старался демонстрациями напротив важных участков позиций противника, но удаленных от пункта, избранного для окончательного удара, отвлечь его резервы и затем наносил этот последний удар. Ему обычно предшествовала подготовка массированным артиллерийским огнем и затем выдвигались пехотные резервы, сопровождаемые кавалерией, которая содействовала атаке и энергично развивала одержанный успех»[2].
[1] Михневич Н.П. История военного искусства. М.: Эксмо, 2008. С. 388.
[2] Там же. С. 389.