Академик РАН и РАРАН А.А. Кокошин представляет анализ основанной на применении принципа Эпаминонда тактики Наполеона Н.П. Михневичем

22.07.25

«Тактическое искусство Наполеона, начиная с 1805 г., представляет высочайший образец творчества. Впервые на полях сражений новых народов проведен во всей цельности принцип частной победы, установленный за две тысячи лет назад Эпаминондом и во всем величии примененный Александром Македонским. Тактика Наполеона ближе всего подходит к тактике великого завоевателя Древнего мира – Александра.

В нем нет той гибкости, того блеска ге­ния в тактическом творчестве, что мы ви­дели у Ганнибала, вызванного к этому не­обходимостью, так как он должен был именно искусством, даже, скорее, хитрос­тью, вырывать победу из рук превосходя­щего во всех отношениях противника. На­полеон в этом не нуждался: армия его превосходила во многих отношениях со­временные ему европейские армии. Он за­ботился только о том, чтобы громовыми ударами на поле сражение поразить про­тивника нравственно и нанести ему воз­можно больший материальный ущерб за кратчайшее время, с наименьшей затра­той собственных сил и средств»[1].

«В сущности, как видно из кампаний На­полеона, он предпочитал маневрировать вне поля сражения, причем ставил свою армию в положение, наиболее угрожающее пути отступления противника, а на по­ле сражения наносил простые, но сильные удары. Его противники, кроме русских (за исключением Аустерлица 1805 г., в котоpом русские не повинны), много отводили маневрам и на поле сражения, что, в большинстве случаев, служило им же во вред.

Для осуществления принципа сосредо­точения сил, Наполеон должен был отка­заться от принципов линейной тактики и в самой форме боевого порядка провести идею концентрации сил на решительном его участке; для этого нужен был сильный резерв, который и вводился в бой в решительный момент.

Но, кроме того, имея в 1805 г. такого опасного по стойкости в бою противника, как русские, Наполеон перед Аустерлицким сражением предписал дивизиям корпусов Сульта и Бернадота построиться сле­дующим образом: в каждой бригаде передовой полк имел батальоны в развер­нутом строе, а вторые полки были в дивизионных батальонных колоннах, расположен­ных за наружными флангами батальонов передних полков. Артиллерия располага­лась в интервалах между полками и неболь­шими батареями на флангах. Впереди нахо­дилась цепь стрелков.

Пятый полк, в колоннах, в 100 шагах по­зади, находился в резерве. По одному эска­дрону или дивизиону кавалерии было при­казано расположиться за бригадами, чтобы проходить через интервалы для преследо­вания или действия против казаков.

«В этом порядке, – пишет Бертье мар­шалу Сульту, – вы будете в состоянии по­ражать противника батальным огнем и атаковать его сомкнутыми колоннами».

Бой проходил следующим образом: пере­довые корпуса завязывали его по всему фронту, причем часто проходило по нескольку часов, пока Наполеон окончательно ориентировался и намечал решительный удар. При этом он старался демонстрация­ми напротив важных участков позиций противника, но удаленных от пункта, из­бранного для окончательного удара, отвлечь его резервы и затем наносил этот последний удар. Ему обычно предшествовала подготов­ка массированным артиллерийским огнем и затем выдвигались пехотные резервы, со­провождаемые кавалерией, которая содей­ствовала атаке и энергично развивала одер­жанный успех»[2].

 

[1] Михневич Н.П. История военного искусства. М.: Эксмо, 2008. С. 388.

[2] Там же. С. 389.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован