Академик РАН и РАРАН А.А.Кокошин представляет оценки крупнейшего современного отечественного военного историка В.А.Золотарева относительно особенностей стратегии и тактики Наполеона Бонапарта по сравнению со стратегией и тактикой революционной армии Франц

09.10.25

В.А.Золотарев писал, что: «представление о стратегии и тактике Наполеона как об улучшенном продолжении военного искусства французской армии периода революции неверно»[1].

«Конвент и Директория в 1792–1795 гг. вели затяжную войну про­тив Первой коалиции европейских держав, сводившуюся к овладению территориальными объектами и топтанию в пограничных районах, пока, наконец, поход Бонапарта в 1797 гг. не привел к быстрому победоносному миру. Быстрый разгром Второй коалиции (сентябрь–декабрь 1805 г.) и полное сокрушение Пруссии за один месяц с оккупацией всей ее терри­тории вплоть до Вислы в 1806 г. представляют собой антитезу действиям руководителей и армии периода Французской революции»[2].

«В области стратегии, и в области тактики наиболее характерной особенностью полководческого искусства Наполеона являлось предель­ное сосредоточение сил на направлении главного удара (выделено АК). Наряду с этим стратегии Наполеона присуща еще одна типичная черта – стремление к сокрушению живой силы противника в генеральном сражении (выделено АК). Оба эти принципа стратегии Наполеона признаны мировой военной мыслью»[3].

«Армии Конвента и Директории сравнительно равномерно растягивались вдоль границы в стремлении при­крыть все важные и второстепенные стратегические направления»[4].

«Одной из излюбленных форм стратегического маневра Наполеона являлся выход на тыловые коммуникации противника (выделено АК) с целью вынудить его к сражению с перевернутым фронтом. Такой маневр принес ему ряд выдающихся успехов: кампания 1800 г. (Маренго), начало кампании 1805 г. (Ульм), Йена-Ауэрштедтская операция (1806). Между тем эта стратегиче­ская форма полностью отсутствовала в военном искусстве французской революционной армии и ее лучших генералов (Моро, Гоше, Пишегрю и других). Разумеется, возможность осуществления такого стратегического обхода была обусловлена реквизиционной системой снабжения, которая являлась наследием революции, но использовал эту возможность только Наполеон»[5].

«Переходя к области тактики, необходимо признать, что Наполеон воспринял от республиканской французской армии типовую форму боевого построения пехотных частей и небольших соединений (бригад) – со­четание рассыпного строя стрелков с колоннами. Однако общая тактика Наполеона в императорский период его деятельности имела глубокие отличия от тактики французских республиканских войск»[6].

«Каковы же основные из этих отличий?

1. Большая плотность и глубина боевого порядка, особенно на направлении главного удара (выделено АК), – главная, наиболее выраженная, доведенная до абсолюта особенность общей тактики Наполеона. Построения такой глубины, какие применялись им, не встречались ни раньше, ни позднее в мировой военной истории.

Наоборот, плотности боевых порядков французских республиканских войск являлись исключительно низкими. Рассыпание в стрелковые цепи большей части пехоты приводило к низкой плотности боевого построения бригад и дивизий, а дивизии, как правило, строились в один эшелон с большими интервалами, и в целом боевой порядок оказы­вался менее плотным, чем даже в сражениях XVIII в. при линейной тактике»[7].

«Пехота и огневой бой пе­хоты, игравшие первостепенную роль в боевых действиях респу­бликанских войск, у Наполеона утрачивают прежнее значение. На первый план выступает массиро­ванное использованное артиллерии для ведения наступательного боя (выделено АК). Начиная с сражения при Фридланде 2 (14) июня 1807 г. … идея маневра круп­ными артиллерийскими массами становится в большинстве случаев стержнем замысла Наполеона на сражение»[8].

«Таким образом, коренные общие положения военного искусства Наполеона были новыми и более эффективными, чем методы ведения войны и боя, применявшиеся войсками Французской революции»[9].

«Фактически действия и решения Наполеона не укладывались в жесткие рамки общих принципов и норм; конкретность и практическая целесообразность их всегда стоит на первом плане. В быстрой и верной оценке обстановки, соответствии ей принимаемых решений, непреклонной воле и энергии в их проведении, умении добиться от войск и отдельных начальников предельного напряжения (выделено АК) заключалась наиболее сильная сторона полководческого дарования Наполеона. «Военное искусство является искусством исполнения», – этот наполеоновский четкий и ясный тезис как нельзя лучше отражает суть дела»[10].

«Личное руководство Наполеона войсками на поле сражения являлось фактором огромной силы. Это сознавали все командующие во­йсками, боровшиеся с Наполеоном. В частности, учет этого фактора необходим при анализе решений М.И. Кутузова в 1812 г. Нужна была исключительно твердая воля и уверенность в войсках, чтобы решить­ся дать сражение при Бородино; в то же время имелись основания для уклонения от жесткого столкновения при Малоярославце и Красном. Лучше всех понимал значение данного фактора сам Наполеон; именно поэтому он в большинстве случаев стремился объединить все исполь­зованные в сражении силы под своим непосредственным руководством на ограниченном пространстве в пределах видимости с командного пункта. Отсюда и вытекало предпочтение фронтального удара обходу хотя последний вид маневра отнюдь не исключался Наполеоном»[11] (выделено АК).

 

[1] Золотарев В.А. Наполеон I Бонапарт. М.: Кучково поле, 2012. С. 114.

[2] Там же. С. 116.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же. С. 117.

[6] Там же. С. 118.

[7] Там же. С. 118–119.

[8] Там же. С. 119.

[9] Там же.

[10] Там же. С. 119–120.

[11] Там же. С. 120.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован