09.10.25
В свое время эрцгерцог Карл был известен тем, что он первым из европейских полководцев одержал победу над Наполеоном Бонапартом в битве при Асперне (1809). (При значительном численном превосходстве австрийцев над французами. Впрочем, это сражение не имело решающего значения). Вскоре эрцгерцог Карл потерпел крупное поражение от Наполеона в битве под Ваграмом (1809). Это сражение имело гораздо большее значение для кампании того года, чем битва при Асперне.
(Как отмечал А.А.Свечин, эрцгерцог Карл также проявил себя как активный военный реформатор, находясь во главе австрийского военного министерства. Эти реформы он провел после крупного поражения русско-австрийской армии под Аустерлицем в 1805 г.)
Далее представлены выдержки из наставления эрцгерцога Карла для австрийских генералов (написанного в 1803 г. и напечатанного в 1806 г.).
«Крупные цели могут быть достигнуты только решительными ударами. Поэтому важнейшее искусство генерала состоит в следующем: правильно определить момент и пункты, когда и где такие решительные удары могут быть нанесены с наибольшей вероятностью счастливых последствий.
Столь решительный удар возможен лишь при превосходстве в силах в пункте его нанесения»[1].
«Так как в большинстве случаев находящиеся друг против друга армии относительно равны по числу войск, то лишь один пункт может являться решительным, так как только в одном пункте могут быть сосредоточены численно превосходные войска»[2] (выделено АК).
«Эти принципы, лежащие в природе войны, и единственно ведущие к решительным результатам позволяют следующим образом определить военное искусство: оно заключается в искусстве сосредоточивать и использовать на решительном пункте численно превосходные силы»[3] (выделено АК).
«Это начало должно служить путеводной нитью каждому генералу как в операции самого крупного масштаба, так и в самом мельчайшем бою, и в наступательной, и в оборонительной войне, при всех возможных обстоятельствах»[4].
Здесь эрцгерцог Карл созвучен Наполеону Бонапарту, который строго следовал этим принципам на практике и описал их на острове Святой Елены в изгнании. Много десятилетий спустя на них ссылался французский маршал Ф.Фош (один из главных полководцев Антанты, одержавших верх в Первой мировой войне над Центральными державами).
Эрцгерцог Карл также писал: «Правила военного искусства всегда были, суть и будут одни и те же, так как они опираются на математические, бесспорные истины; по той же причине они малочисленны, так как подобных истин вообще существует немного.
Первый из всех этих принципов покоится на необходимости правильного расчета средств, которые необходимо использовать для достижения цели; ведь нельзя оспаривать истину, что без надлежащих средств ничто не может быть доведено до конца; этими средствами являются силы. Сил может быть много или мало, самого различного вида, но их должно быть столько, чтобы они соответствовали поставленной цели.
Для всякой силы есть время, когда она обладает наибольшей действенностью; если этот момент позади, то полезная работа идет на убыль и в конце концов совершенно поглощается внутренними трениями»[5] (выделено АК).
Здесь А.А.Свечин отметил, что «у Клаузевица эта идея о трении, об усилиях войскового аппарата, не производящих полезной работы, получила впоследствии большое развитие»[6]. Сам Свечин в своих фундаментальных военно-теоретических трудах неоднократно обращался к понятию «трение войны».
К сожалению, в дальнейшем отечественные военные теоретики практически не оперировали этим исключительно важным понятием.
Так же можно выделить следующие положения из упомянутого наставления эрцгерцога Карала: «B эпоху ее сильнейшей действенности от силы можно ожидать наибольших результатов. Полководцу нужно уметь правильно определять этот момент; отсюда вытекает расчет времени и вывод, что вернейшим средством победить является правильное определение момента, когда основная масса наших сил может дать наивысшую степень полезного усилия.
Другая математическая истина гласит, что нельзя ожидать никакого результата там, где противополагаются совершенно равные силы. Следовательно, чтобы иметь возможность надеяться на лучшее, надо обладать или суметь искусственно создать себе превосходство сил, при чем последнее может заключаться в численности, высоких достоинствах войск, в способностях полководца, в географических данных и т.д.»[7].