Академик РАН и РАРАН А.А.Кокошин представляет размышления Наполеона Бонапарта (1769–1821) о прусско-австрийском Лейтенском сражении (1757 г.)

16.09.25

Свое исследование, посвященное прусскому королю Фридриху Великому (1712–1786) как одному из наиболее значительных, по его мнению, в мировой истории полководцев находясь в плену у англичан на острове Святой Елены (1815–1821 гг.). Наряду с исследованием военного искусства Фридриха Великого Наполеон проанализировал в этот период военное искусство Юлия Цезаря (100 г. до н.э. – 44 г. до н.э.) и французского полководца XVII в. Анри де Ла Тур д’Оверня Тюренна (1611–1675).

Наполеон писал: «Лейтенское сражение есть образец движений, маневров и решительности; одно оно могло бы сделать Фридриха бессмертным и дать ему место среди величайших полководцев. Он нападает на армию, сильнейшую, победоносную и находящуюся на укрепленной позиции, с армией, составленной частично из войск, только что разбитых, одерживает полную победу и не расплачивается потерями, несоразмерными с последствиями»[1].

«Все его маневры в этом сражении сообразованы с правилами войны; он не делает флангового движения перед неприятелем, потому что обе армии не видели одна другой в боевом порядке (выделено АК). Австрийская армия знает о приближении армии короля по боям при Неймарке и Борне, по ждет, что она появится в позиции на противоположных высотах, и в это самое время, под покровом холма и туманов, прикрытый своим авангардом король продолжает движение и атакует крайнее левое крыло австрийской армии»[2].

«Он также не нарушил другого не менее священного правила: не оставлять своей операционной линии; но он сменил ее, что считается самым искусным военным маневром (выделено АК). В самом деле, армия, изменяющая свою операционную линию, обманывает неприятеля, ибо после этого он не знает, где ее тыл и слабые места, которым он мог бы угрожать»[3]. «Фридрих своим движением оставил неймаркскую операционную линию и перешел на верхнесилезскую: смелость и быстрота исполнения, неустрашимость генералов и солдат соответствовали искусству маневра, именно поэтому Даун, вступив в сражение, выполнил все, что должен был сделать, но не имел успеха. Три раза он пытался вывести из-под удара свои левое крыло и центр, сделав поворот налево кругом; он даже выдвинул свое правое крыло, рассчитывая тревожить неймаркскую операционную линию, потому что все еще считал ее операционной линией неприятеля. Следовательно, он сделал все, что предписывается в подобном случае, но кавалерия и пехотные массы прусского короля беспрерывно напирали на его войска, не давая им времени построиться. Надо сказать и о том, что королю удивительно помогали обстоятельства: все слабо организованные войска имперские были на левом крыле австрийской армии; а качество создает неизмеримое различие в боеспособности войск»[4] (выделено АК).

 

[1] Наполеон Бонапарт. Войны Цезаря, Тюренна, Фридриха Великого. Пер. с франц. Москва–Жуковский, 2005. С. 325–326.

[2] Там же. С. 326.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 326–327.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован