19.08.25
«Военное искусство, как и все искусства, основано на неизменных законах, хотя бы уже по одному тому, что закон ложится в основание всех наших действий, какого бы рода и свойства они ни были»[1].
«Переходя к сферам высшей человеческой деятельности, к политике, войне … и там мы встречаем те же законы. Так, например, война сама себе целью служить не может, а является только в виде одного из средств, и притом крайние средства, в руках политики, для достижения государственных целей. Это закон. Попробуйте повернуть его и сделать, как-то обыкновенно имел привычку делать Наполеон I, войну целью, а все остальное, между прочим и политику, средством для нею, вы получите в результате массу тех громадных политических ошибок, которые, в конце концов, поставили Францию, после эфемерного величия, на край гибели и завершили политическое поприще их виновника»[2].
«Здравая теория говорить, что «тот обыкновенно бьет противника, кто на решительном пункте (выделено А.К.), в решительную минуту сумеет быть сильнее противника». Это опять закон. Проследите с этим масштабом-законом в руках все войны и сражения, и вы увидите, что успех был всегда на стороне, уважавшей этот закон, а неудача на стороне нарушавшей его»[3].
(Говоря о решительном пункте, Леер идет вслед за Клаузевицем и Жомини, не упоминая последних. – АК.)
«Здравая теория говорит; метательное (огнестрельное) оружие есть оружие подготовительное, а холодное решительное, – это так же закон, неизменно, не смотря ни на какие технические усовершенствования, определяющий раз на всегда отношение между этими двумя родами оружия. Нарушение его, опять-таки, как и нарушение всякого закона, ведет к гибельным последствиям. Стоит только припомнить к чему повело стремление, особенно сильное в XVI столетии, к тому, чтобы огнестрельному оружию, наперекор вышеприведенному закону, придать значение средства решительного. Оно повело к сражениям, которые, в сущности, были не сражениями, а огнестрельными дуэлями. Ближайшим следствием этого было то, что сражения утратили значение самого решительного средства тактики и войны длились десятки лет, не приводя ни к каким результатам»[4].
«Возьмем ли мы вопрос о выборе позиций и тут является закон (масштаб), который ложится в основание решения его, именно: известная совокупность условий, которым позиция должна удовлетворять. И тут нарушение его, подобно тому, как и везде, немилосердно бичуется»[5].
«Далее возьмем ли хоть вопрос об операционных линиях и здесь теория дает закон, именно: операционная линия должна удовлетворять следующим условиям: 1) она должна вести к достижению важной цели; 2) она должна быть удобнейшей и кратчайшей и 3) она должна быть безопасною»[6].
«Число законов, служащих основанием Военному Искусству не велико. Они вечно, сами по себе, неизменны, только приложение их, в зависимости от обстановки, уходит в бесконечность»[7].
«В законах, применяясь к гениальному на них взгляду Петра Великого «только порядки писаны, а время и случаев (т.е. обстановки) нет», другими словами, что нет законов (правил) на все случаи, потому что их бесчисленное множество («Все вопросы высшей тактики являются в виде неопределенных физико-математических задач, допускающих множество решений… «Наполеона»)»[8].
«Не смотря на то, что Военное Искусство труднее и сложнее других, и что оно основано на неизменных законах, изучению его не посвящают должного внимания (еще замечено Ллойдом). Ближайшим следствием этого грустного обстоятельства то, что ни в одном искусстве не встречается так много дилетантов»[9].
«Если главной задачей стратегии считать, сообразно с только что высказанным взглядом, постановку разумных целей на войне и направление всех сил и средств к достижению этих целей в кратчайшее время и с наименьшими пожертвованиями, то во всех военных действиях, в которых эта задача была искусно решена, мы должны видеть проявление стратегии, как искусства по крайней мере.
И действительно Стратегия, как искусство, существовала в период самой глубокой древности и притом основания ее, как оно и должно быть, были те же, что и в настоящее время. Изменяясь до бесконечности в применении, стратегия и тактика в принципах всегда останутся неизменными»[10].
[1] Леер Г.А. Опыт критико-исторического исследования законов искусства ведения войны (положительная стратегия). Часть первая. СПб., 1869. Издано при содействии инженерной академии. С. 9.
[2] Там же. С. 9–10.
[3] Там же. С. 12.
[4] Там же. С. 12.
[5] Там же. С. 13.
[6] Там же.
[7] Там же. С. 14.
[8] Там же.
[9] Там же. С. 16.
[10] Там же. С. 25.