30 ноября 2007
1526

Актуальный разговор об академической школе

Чем активнее самоутверждается современное искусство, тем актуальнее становится разговор об академической художественной школе. 2007 год - год 250-летия Российской академии художеств. Ее воспитанники - Карл Брюллов, Василий Суриков, Иван Крамской, Валентин Серов - целая плеяда талантливых мастеров. В год значимого для всех художников юбилея в Челябинском художественном училище состоялась встреча педагогов российских учебных заведений.

Отечественная система художественного образования, сложившаяся на протяжении двухсот с лишним лет, всегда развивалась под эгидой Российской Академии художеств. Традиции подготовки специалистов в области изобразительных искусств в России сегодня успешно продолжают учебные заведения по всей стране. В каждом из них есть свои особенности преподавания, которые передаются из поколения в поколение. Степан Ярков, профессор УрГу, рассказал: "Для Свердловского училища характерно, что педагоги одни учили, другие учились, а потом ученики заменили педагогов, затем вырастили своих учеников".

Классикой художественного образования всегда считалась академическая школа. Это, прежде всего, метода, выработанная столетиями в русской культуре. Свой вклад в ее развитие внесли известные русские художники. Основы знаний, которые получают сейчас молодые авторы - независимо от учебного заведения - базируются на художественных канонах, которые остаются незыблемыми. Айрат Хамидуллин, преподаватель Казанского художественного училища, поясняет: "Если академический рисунок во времена Лысенко был такой, то в Питере сейчас Моисеенко рисует иначе. И то, и другое является академическим. Не важно, какой автор, лишь бы он не отходил от реалистических канонов. Рисунок и живопись должны быть предметными, а если обычные кляксы - то и говорить нечего".

На научно-методической конференции, посвященной двухсотпятидесятилетию Академии художеств, заслуженный художник России член-корреспондент РАН Валерий Страхов дал свои рекомендации каждому учебному заведению, которые представили работы своих студентов в Челябинском выставочном зале Союза художников. Валерий Николаевич воспитан на классической академической живописи, что и определило его критерии подлинного искусства: "Когда вещь модна, современна, поверхностно-механистичная - эта современность очень легковесная. Она долго не живет. А есть искусство: когда меняются формации, произошла революция, сменилось все и - вдруг картина оживает совершенно иным смыслом и имеет другое прочтение".

В том, что классика и современность имеют одинаковое право на существование, убеждены все преподаватели. Главное при этом, чтобы в орбите внимания художника были не только внешние эффекты. Степан Ярков вспоминает: "Когда мы учились в художественном училище, у нас был учителем Милентьев Герман Александрович. Он говорил странную фразу, но, на мой взгляд, она имеет смысл: "Смотрите на мир телячьими глазами". Нас это несколько шокировало, но ведь этюд пишется кратковременно, и, если тебя поразили 2-3 световых сочетания, то ты должен их немедленно перенести".

Мастерство, воображение, наблюдение, умение чувствовать ритм жизни - необходимые слагаемые любого произведения искусства. Валерий Страхов, говорит: "Например, есть задание - написать по воображению композицию. Проверяется, как ты сможешь рисовать на историческую тему. Вот здесь работает фантазия, воображение. Но как говорил художник Врубель: "Произведение создается не дрожащей рукой нервного человека, а уверенной рукой мастера".

Но чтобы рука ученика стала рукой мастера, необходимо пройти тот путь, который называется академическая школа.


30.11.2007
chelyabinsk.rfn.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован