Чем активнее самоутверждается современное искусство, тем актуальнее становится разговор об академической художественной школе. 2007 год - год 250-летия Российской академии художеств. Ее воспитанники - Карл Брюллов, Василий Суриков, Иван Крамской, Валентин Серов - целая плеяда талантливых мастеров. В год значимого для всех художников юбилея в Челябинском художественном училище состоялась встреча педагогов российских учебных заведений.
Отечественная система художественного образования, сложившаяся на протяжении двухсот с лишним лет, всегда развивалась под эгидой Российской Академии художеств. Традиции подготовки специалистов в области изобразительных искусств в России сегодня успешно продолжают учебные заведения по всей стране. В каждом из них есть свои особенности преподавания, которые передаются из поколения в поколение. Степан Ярков, профессор УрГу, рассказал: "Для Свердловского училища характерно, что педагоги одни учили, другие учились, а потом ученики заменили педагогов, затем вырастили своих учеников".
Классикой художественного образования всегда считалась академическая школа. Это, прежде всего, метода, выработанная столетиями в русской культуре. Свой вклад в ее развитие внесли известные русские художники. Основы знаний, которые получают сейчас молодые авторы - независимо от учебного заведения - базируются на художественных канонах, которые остаются незыблемыми. Айрат Хамидуллин, преподаватель Казанского художественного училища, поясняет: "Если академический рисунок во времена Лысенко был такой, то в Питере сейчас Моисеенко рисует иначе. И то, и другое является академическим. Не важно, какой автор, лишь бы он не отходил от реалистических канонов. Рисунок и живопись должны быть предметными, а если обычные кляксы - то и говорить нечего".
На научно-методической конференции, посвященной двухсотпятидесятилетию Академии художеств, заслуженный художник России член-корреспондент РАН Валерий Страхов дал свои рекомендации каждому учебному заведению, которые представили работы своих студентов в Челябинском выставочном зале Союза художников. Валерий Николаевич воспитан на классической академической живописи, что и определило его критерии подлинного искусства: "Когда вещь модна, современна, поверхностно-механистичная - эта современность очень легковесная. Она долго не живет. А есть искусство: когда меняются формации, произошла революция, сменилось все и - вдруг картина оживает совершенно иным смыслом и имеет другое прочтение".
В том, что классика и современность имеют одинаковое право на существование, убеждены все преподаватели. Главное при этом, чтобы в орбите внимания художника были не только внешние эффекты. Степан Ярков вспоминает: "Когда мы учились в художественном училище, у нас был учителем Милентьев Герман Александрович. Он говорил странную фразу, но, на мой взгляд, она имеет смысл: "Смотрите на мир телячьими глазами". Нас это несколько шокировало, но ведь этюд пишется кратковременно, и, если тебя поразили 2-3 световых сочетания, то ты должен их немедленно перенести".
Мастерство, воображение, наблюдение, умение чувствовать ритм жизни - необходимые слагаемые любого произведения искусства. Валерий Страхов, говорит: "Например, есть задание - написать по воображению композицию. Проверяется, как ты сможешь рисовать на историческую тему. Вот здесь работает фантазия, воображение. Но как говорил художник Врубель: "Произведение создается не дрожащей рукой нервного человека, а уверенной рукой мастера".
Но чтобы рука ученика стала рукой мастера, необходимо пройти тот путь, который называется академическая школа.
30.11.2007
chelyabinsk.rfn.ru