17 марта 2004
2240

Альберт Шакиров: `На благо всем`

Повышение нефтеотдачи пластов месторождений - задача общероссийская. В свое время в Татарстане, где складывались непростые условия разработки и добычи, ее тоже начали решать, и довольно эффективно. Сегодня тот ценный опыт, а также новые разработки в этой области - достояние фирмы "Татнефтеотдача". Наш корреспондент беседует с генеральным директором ОАО "Татнефтеотдача" Альбертом Шакировым.

- Альберт Наилович, ваша фирма занимается разработкой эксклюзивных технологий повышения нефтеотдачи пластов. Для начала расскажите, пожалуйста, о наиболее эффективных из них, а также о методах интенсификации добычи нефти.

- Повышением нефтеотдачи пластов мы занимаемся с 1994 года. В процессе разработки, опытно-промышленного и промышленного внедрения мы рассмотрели и реализовали сотни технологий. Например, нами создан реагент КС-6, обладающий нефтевытесняющим и нефтеотмывающим свойствами. Подобные свойства имеет также недавно созданный нашими специалистами мицелярный раствор. Эффективной получилась и технология на базе водно-эмульсионных коллоидных систем. Учитывая избирательное воздействие данного реагента, мы предложили технологию изоляции пластовых вод. Еще большей избирательностью обладает новый углеводородный гидрофобизатор, позволяющий снижать обводненность на 20-50%.

Среди наиболее перспективных наших направлений - применение комбинированных технологий, изменение структуры порового пространства призабойной зоны, разглинизация и разрушение гелей и эмульсий, образующихся при обработке. Таким требованиям отвечают технологии ТатНО-20011 и ТатНО-20012.

- Как вы вводили в эксплуатацию считавшееся забалансовым Елгинское месторождение и месторождение с нефтью повышенной вязкости - Степноозерское?

- Лицензии на Елгинское и Степноозерское месторождения достались нашей компании только потому, что другие предприятия не решились взяться за них. Например, на Степноозерском добываемая нефть очень тяжелая и по некоторым пластам ее вязкость чрезвычайно высока, что делает невозможным добычу традиционными методами и оборудованием. А потому нам приходится применять различного рода депрессанты и винтовые насосы, ставшие доступными в нашей стране лишь в последнее время.

Естественно, все это требует жесткого контроля за добычей по каждой скважине. Даже 1 т нефти, добытая сверх установленного режима на таких, как здесь, слабосцементированных пластах и при высокой вязкости, может моментально привести к прорыву пластовой воды, то есть практически к гибели скважины. Хотя на Елгинском месторождении вязкостные характеристики нефти получше, но из-за того, что залежи водоплавающие и имеют малую амплитуду, проблемы практически те же.

- Как сегодня развивается взаимодействие с ОАО "Татнефть" и другими нефтяными компаниями?

- Все свои разработки мы, естественно, испытывали и внедряли на объектах АО "Татнефть". Эта старейшая нефтяная компания очень много делает в области развития и применения методов повышения нефтеотдачи пластов (ПНП). Также наши технологии внедряются в Западной Сибири и Оренбургской области. Ведутся переговоры с нефтяниками Удмуртии и Пермской области. Достаточно тесные отношения складываются у нас с малыми нефтяными компаниями республики. Понимая всю сложность освоения небольших месторождений, мы стараемся помогать друг другу в вопросах интенсификации добычи и изоляции вод.

- В 2003 году "Татнефтеотдача" первой из татарстанских нефтяных компаний начала работать в Казахстане. Это означает, что ваши технологии будут использованы в новых условиях. В каких именно?

- Казахстанские нефтяные месторождения относятся к старейшим в отрасли. Некоторые из них осваиваются с начала прошлого века. Как и у всех нефтедобытчиков, проблем у наших коллег там много, и одна из них - высокая обводненность пластов. Первые опыты решения этой проблемы уже есть, надеемся, что и в дальнейшем сотрудничество будет плодотворным.

- Есть информация, что ваша компания - единственная в Татарстане из всех, работающих в сфере оптимизации нефтеотдачи, кто имеет свой научный центр. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

- Наш девиз - "Союз науки и производства". Взаимодействие с учеными с самого начала деятельности компании позволило сохранить научную элиту в области развития технологий ПНП (и не только) и достичь существенных успехов. Это несколько десятков высокоэффективных технологий и более 3 млн т дополнительной добычи нефти.

Понимая необходимость глубокого изучения горно-геологических особенностей объектов воздействия, мы давно вынашивали идею образования особого научного центра. Основная его задача - объединить усилия ученых различных направлений (геологов, химиков, физиков, математиков, механиков и др.) для создания высокоэффективных технологий разработки месторождений.

- "Татнефтеотдача" замахнулась на создание собственного - и тоже единственного в Татарстане нефтеперерабатывающего завода. На каком этапе сейчас находятся переговоры с зарубежными инвесторами?

- Идея НПЗ родилась в момент очередного обострения, возникшего при обсуждении с нашими коллегами из других регионов проблемы открытия банка качества нефти.

Ситуация такова, что нефти Нурлатского, Черемшанского, Аксубаевского районов Татарстана, а также прилегающих к нам Самарской и Ульяновской областей относятся к тяжелым нефтям с малым выходом легких фракций, большим количеством серы и интерметаллов. По своему составу они больше похожи на битумы. (Кстати, в Канаде аналогичная ситуация.) Что нужно сделать, чтобы не ухудшать качество нефти других компаний, уже находящейся в "трубе"? Ответ: переработать на месте.

Американская компания Exхcon Mobil подобрала нам соответствующие технологии, причем уровень переработки, который они обеспечивают, составляет 98%, чего нет практически ни у одного НПЗ России. Проведены и предварительные расчеты, показывающие рентабельность производства. Теперь дело за финансами. Переговоры с инвесторами идут, но проект дорогостоящий, и им требуется время для полной оценки всех рисков.

- Чем вам грозит реализация идеи создания банка качества нефти, выдвинутая крупными западносибирскими компаниями?

- Конечно, России грех терять деньги, продавая на мировых рынках нефть ухудшенного качества. Этот вопрос нужно решать, и чем быстрее, тем лучше. Но при чем же здесь компании, усиленно лоббирующие идею банка качества нефти лишь с целью получения дополнительных дивидендов? Ведь хорошая нефть - не их заслуга, просто в разных регионах и качество ее разное. А государству, которое является их хозяином, нужны доходы, и я не думаю, что оно будет губить одни компании в угоду другим, ущемляя при этом свои интересы. Ведь основной запас менее качественных нефтей сосредоточен в более густонаселенной европейской части России, отсюда и занятость населения, и развитая социальная инфраструктура.

Нужен новый закон о недрах, учитывающий все эти факторы. Необходимо перераспределять грузопотоки, создавая экспортные направления для продажи только высококачественной нефти, а также развивать собственную переработку тяжелых нефтей, чтобы изъять их из грузооборота.

- Расскажите, пожалуйста, об участии вашей компании в деятельности Центральной комиссии по разработке. Ведь практика сверхскоростной добычи нефти приводит к тому, что огромное ее количество теряется, в пластах остаются трудноизвлекаемые запасы, обводняются нефтеносные горизонты...

- То, о чем вы говорите, называется разубоживанием нефтяных залежей. Территориальная комиссия по разработке и в целом татарстанские нефтяники очень ответственно относятся к оптимальной разработке месторождений. Результатом такого отношения является, с одной стороны, интенсивное применение методов увеличения нефтеотдачи, а с другой - высокие темпы ввода мелких месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Только малые нефтяные компании Татарстана добывают из таких месторождений 4,6 млн т нефти в год.

- Недавно указом президента Республики Татарстан вам присвоено почетное звание "Заслуженный геолог Республики Татарстан", по итогам республиканского общественного конкурса "Руководитель года" вы стали лауреатом в номинации "Лучший руководитель предприятия топливной промышленности". Вы защитили диссертацию на соискание степени доктора геолого-минералогических наук...

- Можно добавить: награжден золотым знаком "Горняк России", стал лауреатом национальной премии имени Минина и Пожарского "Достойному гражданину - благодарная Россия". Кроме того, компании "Татнефтеотдача" вручен Американский золотой сертификат интернационального престижа.

Все эти и многие другие награды - признание не только моих заслуг, но и заслуг нашего коллектива в целом, который всегда поддерживал мои начинания, очень ответственно и инициативно подходил к решению как производственных, так и социальных вопросов.

- Нам известно, что компании "Татнефтеотдача" наряду с несколькими другими фирмами организаторами Всероссийской благотворительной акции "Инвалидам войны - достойную жизнь" выражена особая благодарность за посильную помощь в проведении. Это ваше кредо - участвовать в благотворительных акциях?

- Я из рабочей семьи: отец в прошлом нефтяник, мать трудилась в сфере обслуживания, сейчас оба они пенсионеры. Так что, как живется простому человеку, я знаю. В последние годы в Татарстане многое сделано для того, чтобы улучшить качество жизни людей. Вместе с акционерами компании мы стараемся внести посильный вклад в этот процесс. Вот уже три года направляем до 20% прибыли на различные социальные нужды и благотворительные акции. Помочь нашим людям и родной республике - моя гражданская позиция.

- В этом году вы отметите свою "личную пятилетку" работы генеральным директором ОАО "Татнефтеотдача". Суммируя то, что уже удалось сделать, к каким выводам вы пришли?

- Начало моей деятельности в этой компании в должности главного геолога связано с получением лицензий на Елгинское и Степноозерское месторождения. Тогда же на объектах ОАО "Татнефть" стали внедряться наши прогрессивные технологии. На первом этапе этих работ основная нагрузка ложится на геолога. Судя по всему, я данный этап прошел достойно: стал генеральным директором.

Сейчас, спустя годы, приятно посмотреть на обустроенные месторождения, многочисленные дороги, линии электропередачи, подведенные к деревням благодаря нашему приходу в эти края; отремонтированные детские сады, возведенные мечети и жилые дома, городской парк - всего и не перечислить. Однако далось это огромным трудом. Работали мы тогда круглосуточно, да и становление нашей компании пришлось на неблагоприятные времена: падение цен на нефть на мировых рынках и осложнение экономической ситуации в стране.

Спасибо нашему президенту Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, который вовремя обнаружил наметившуюся в ту пору негативную тенденцию, ведущую в тупик нефтяные компании. Льготы, предоставленные нам руководством республики, позволили выправить финансовую ситуацию на предприятиях, встать на ноги и за счет дальнейшего развития вернуть долги государству, дав еще столько же прибыли. Таков наглядный пример эффективного взаимодействия с властью, когда она не душит налогами, а всерьез занимается созданием оптимальных условий для работы нефтяников и отрасли в целом.


www.bossmag.ru

Босс N03 (2004 г.)

Беседу ведет Леонид Бурганов
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован