Известно, что Российская Федерация дважды: 14 апреля 1995 года и 22 апреля 2005 года официально признала и осудила факт Геноцида армян в Османской Турции.
14 апреля 1995 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации единогласно (подчеркиваю, единогласно) приняла Заявление “Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах”, основываясь, цитирую, “на неопровержимых исторических фактах, свидетельствующих об истреблении армян на территории Западной Армении в 1915-1922 годах”. Исторический факт Геноцида армян очевиден. Это было признано, в частности, даже на состоявшихся в самой Турции судебных процессах того времени. Другое дело, что тогда отсутствовало само слово “геноцид”, введенное в оборот Рафаэлем Лемкиным несколько позже. Однако хочу особо отметить: Рафаэль Лемкин при этом говорил, что это слово, слово “геноцид”, характеризует произошедшее с армянами.
В Заявлении Государственной Думы Российской Федерации о Геноциде армян в Османской Турции от 14 апреля 1995 года указывается, что “по инициативе России великие европейские державы еще в 1915 году квалифицировали действия Турецкой империи в отношении армянского народа как “преступление против человечества”. К сожалению, человечество, тогда еще “не доросло до Нюрнбергского процесса”. В результате, армянским патриотам пришлось разыскивать сбежавших из Турции, словно крысы с тонущего корабля, высших должностных лиц турецкого государства и казнить их уже за пределами Турции.
Массовое уничтожение армян (геноцид) в Османской империи не может быть оправдано, какие бы политические мотивы и основания не приводились в оправдание этой чудовищной акции! Более того, отрицать это преступление сейчас означает оправдывать его! Согласиться с этим нельзя ни в коем случае!
Однако многие, и особенно турки, задают вопрос: как можно издавать законы для прошлого? И сами же на него отвечают: “Это невозможно, поэтому прошлое лучше оставить историкам”. Такой ответ нам представляется нелепым. Любого человека за любое преступление в любой стране судят за прошлые действия. Если, например, совершено убийство, то убийцу судят после его совершения, то есть за действия, ставшие уже историей, историческим фактом, если хотите. При этом к рядовому убийце по закону могут быть применены сроки давности. К лицам же, совершившим преступления против мира и безопасности человечества (в том числе геноцид) сроки давности не применяются. И это правильно! Естественное и неотъемлемое право человека (народа) на жизнь имеет абсолютное значение!
Противники признания геноцида армян могут нам возразить, что если теперь речь не идет об уголовной ответственности виновных, то о юридической стороне дела говорить не приходится?! Нет, тема геноцида армян как раз должна быть переведена (пришло это время!) из исторической в правовую плоскость, потому что существует целый ряд юридических вопросов, требующих разрешения. К примеру, вопрос об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян. К сожалению, в России геноцид армян признан, но факт его отрицания не криминализирован. Между тем, этот вопрос рассматривается во Франции, а в Швейцарии, Словакии, Греции и Кипре уже разрешен положительно.
Всем известно, что в Европейском суде по правам человека прошли слушания по делу Догу Перинчека против Швейцарии. Перинчек обвинил Швейцарию в нарушении его права на свободу выражения мнений. А судьи пришли к заключению, что отрицание Геноцида армян Перинчеком не имело никаких последствий. Значит, верно замечает французский депутат Валери Буайе, можно разрешать причинять боль жертвам и их потомкам? Добавим, что заключение судей выглядит, по меньшей мере, странно. В уголовном праве существуют так называемые формальные составы преступлений, при установлении которых виновное лицо привлекается к уголовной ответственности независимо от наступивших последствий. Это связано с невозможностью оценки наступивших последствий. К тому же она зависит от психофизиологической конституции конкретного человека. Как, например, оценить наступившие последствия в результате клеветы? Очевидно также, что один оклеветанный может просто расстроиться, а другой - заболеть тяжкой болезнью.
По мнению Валери Буайе, свобода не бывает без законности, свобода является относительной, а не абсолютной, и должна уважать убеждения и память жертв. Дело Догу Перинчека против Швейцарии еще не закончилось и, думается, будет в конце концов разрешено в пользу Швейцарии и армянства. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить представляющих Армению адвокатов Джеффри Робертсона и особенно Амаль Клуни. С позволения Джорджа Клуни я хотел бы обнять Амаль Клуни как сестру.
Помимо вопроса криминализации отрицания Геноцида армян есть еще юридические вопросы возвращения земель Западной Армении, компенсации причиненного ущерба (Турция должна вернуть автохтонному армянскому народу варварским образом отобранную землю и компенсировать стоимость награбленного имущества). Несомненно, что для их законного разрешения Геноцид армян должен быть признан повсеместно, а его отрицание должно наказываться в уголовном порядке. Пожалуй, на сегодня это первоочередные задачи армянства.
Глобальный форум “Против преступлений Геноцида” (Ереван, Армения, 22-23 апреля 2015 года)