Областные чиновники уверяют, что к 2011 году бюджет Ивановской области станет профицитным
Согласно традиции, составление и утверждение бюджета для глубоко дотационного региона представляет собой историю, колеблющуюся между классической трагедией и бытовой драмой. Однако при составлении областного бюджета на 2009-2011 годы жанр этого действа неожиданно претерпел кардинальные изменения. Теперь это, скорее, голливудская мелодрама с подразумевающимся априори счастливым концом.
Как особо отметил в ходе заседания правительства Ивановской области 7 октября начальник областного департамента финансов Александр Грузнов, бюджет области впервые утверждается на 3 года. Предполагается, что это обеспечит преемственность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики, повысит обоснованность планирования бюджетных расходов. При этом предложенные к утверждению параметры, по мнению облначфина, обеспечивают сбалансированность и устойчивость областного бюджета в среднесрочной перспективе.
Означенные параметры, между тем, вызывают приятное удивление. Так, при значительном ежегодном увеличении доходной и расходной частей бюджета (только в 2009 году они вырастут сразу более чем на 30%), бюджетный дефицит, по словам чиновников, будет лишь уменьшаться.
В 2009 году дефицит составит 14,7 % от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений, в 2010 году - 5,1 %, а уже в 2011 году и вовсе превратится в профицит в размере 580 млн 459,9 тыс. руб.
Напомним, что бюджет области на 2008 год был принят в марте этого года с максимально разрешенным Бюджетным кодексом РФ дефицитом в 15%. Тогда же губернатор региона Михаил Мень отметил, что это вполне осознанная мера, принятая "в надежде на то, что предельный дефицит удастся погасить благодаря активизации инвестиционных процессов". И вот теперь, судя по всему, составители бюджета решили, что обещанная "активизация" произошла и будет приносить региону доход. Основанием для таких оптимистических умозаключений в немалой степени послужили данные прогноза социально-экономического развития Ивановской области.
Ответ на вопрос, доверять им или нет, в известной мере зависит от степени лояльности возможных комментаторов экономическому курсу нынешнего руководства региона.
Между тем озвученные показатели трехлетнего бюджета уже были избраны поводом для впечатляющих обобщений вполне политического свойства. Так, согласно отдельному уточнению Грузнова, с ноября 2005 года консолидированный бюджет области увеличился более чем в 2 раза: доходы бюджета увеличились в 2,1 раза, причем налоговые - в 2,4 раза, расходы - в 2,2 раза.
Предполагаемый в дальнейшем рост доходно-расходных частей и почти фантастическое по своему характеру возникновение профицита облначфин объясняет "планомерной работой по наполнению доходной части бюджета, и, в частности, активным привлечением инвестиций в область, работой по "обелению" зарплат".
В свою очередь Михаил Мень, комментируя эти "серьезные" цифры, отметил, что уже в 2009 году начнется строительство таких крупных промышленных предприятий как "Северсталь" и "Волжский металлургический завод": в регион придут инвестиции, что приведет к дальнейшему росту бюджета.
Налоговое бремя
Тем не менее в структуре прогноза налоговых доходов в консолидированном бюджете области на 2009 год главенствующее место занимает налог на доходы физических лиц (54,1 %, в областном 45,4 %). Доля налога на прибыль организаций при этом составляет 14,5 % (в областном - 20,4 %).
Соответственно, налоги на имущество в структуре доходов занимают 14,3 % (в областном бюджете- 13,9 %). Ннаибольшая доля поступлений приходится на налог на имущество организаций (9,9 %).
Доля акцизов в структуре налоговых доходов в консолидированном бюджете не превышает 7,8 % (в областном - 10,9 %). Причем основной удельный вес в поступлении акцизов занимают акцизы на алкогольную продукцию, нефтепродукты и пиво. Однако, как уточнил Грузнов, акцизы на этиловый спирт на 2009 год не прогнозируются в связи с тем, что производство спирта на ОАО "Спиртзавод Петровский" остановлено (с мая 2008 года здесь введена процедура наблюдения).
Основную часть неналоговых доходов областного бюджета занимают доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, где свыше 97 % составляют доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Социум и долги превыше всего
Особые надежды, помимо инвестиций и увеличения собираемости налогов, руководство региона традиционно возлагает и на федеральную помощь. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета прогнозируется в следующих цифрах: 2009 год - 6,9 млрд руб., 2010 - 6,8 млрд руб., 2011 год - 7,3 млрд руб.
Резюмируя обсуждение бюджета губернатор подчеркнул, что как за последние три года, так и в дальнейшем областной бюджет будет оставаться социально ориентированным. Тогда как все дополнительные доходы будут идти на государственные инвестиции в развитие инфрастуктуры региона.
Примечательно, что объявление 2009 года Годом культуры не повлекло за собой увеличения доли "культурных" расходов в общей сумме расходной части по сравнению с нынешним годом.
Впрочем, следуя логике составителей бюджета, ближайшие три года следовало бы назвать временем "конструктивного сотрудничества и успешного нахождения компромиссов".
Компромисс планируется найти в том числе и с кредиторами региона. За счет привлеченных и собственных средств бюджета планируется погасить задолженность Ивановской области по кредитам банков (в 2009 году - 195 млн руб., 2010 - 440 млн руб., 2011 - 175 млн руб.), перед федеральным бюджетом по договору о консолидации и реструктуризации задолженности Ивановской области (по 11 млн 710 тыс. руб. ежегодно), перед федеральным бюджетом по централизованным кредитам, выданным предприятиям АПК в 1992-1994 гг. (по 7 млн 631,9 тыс. руб. 2009 и 2010 годах), по облигационным займам (по 500 млн рублей ежегодно).
Так и хочется вспомнить слова исчезнувшего с политического горизонта экс-спикера ИОД Андрея Назарова, произнесенные по похожему поводу: "Если этот прогноз исполнится хотя бы наполовину, то это уже будет большое счастье". Обращение к высказываниям скептиков былых лет в данном случае - своего рода вынужденная мера: ведь в отличие от предыдущих областных бюджетов, у бюджета на 2009-2011 годы критиков фактически не нашлось.
15.10.2008
www.chastnik.ru