В какой стране мы живем? В этом вопросе нет и намека на политический подтекст с провокативным контекстом. Для ясности сразу же скажу: в хорошей стране мы живем. Только не надо портить ее своим поведением, а надо любить страну в себе, так же как себя в стране.
Речь идет всего лишь о распределении телеаудитории по способам доставки программ.
Аудитория-призрак
Почти общепризнано, что 26% населения России, то есть жители частных домов, получает телесигнал посредством индивидуальных антенн. По данным Мининформсвязи России, 61,8% населения (жители многоквартирных домов) использует сигнал систем коллективного приема телевидения (СКПТ). Остальное население является подписчиками услуг кабельного и непосредственного спутникового ТВ, а кто-то и вообще лишен его. В выступлениях лидеров АКТР приводится оценка аудитории систем кабельного телевидения - 75% аудитории. Как сказал бы известный персонаж фольклора: "и тот прав, и этот тоже". Но для корректности следовало бы уточнить, что до недавних пор операторы СКПТ не особенно обременяли себя доставкой дополнительного (к эфиру) контента, и пока большую часть граждан следовало бы рассматривать лишь как потенциальную аудиторию кабельного ТВ. Охват техническими средствами еще не гарантия подписки, а также желания и способности платить.
Менее точны данные о распространенности цифрового телевидения (ЦТВ). В эфире (с учетом, однако, СКПТ) это несколько десятков тысяч зрителей Мордовии, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска и Нижнего Новгорода. У спутникового ЦТВ аудитория на порядок больше. Мининформсвязи полагает, что Интернет-ТВ в России уже смотрят 100 000 чел.; аудитория IPTV по-видимому входит в это число, но точно мы не знаем. Какая-то, судя по всему, скромная аудитория сформирована и вокруг мобильного ТВ.
Российская специфика - это многое объясняет
Наличие СКПТ - это серьезная отечественная специфика, которую стоило бы принимать во внимание, проводя сопоставления с данными по зарубежным странам, например, с данными доклада Ofcom, британского ЕГРО (единого государственного регулирующего органа) в сфере инфокоммуникаций и медиа.
В одном из них (из докладов) приводятся данные о "профиле" стран по способам доставки ТВ-сигнала. Видна пестрота жанров и национальное своеобразие каждой страны. Понятно, что такой "ландшафт" мог сформироваться за прошедший год.
Способы доставки телевизионного сигнала в домовые хозяйства в разных странах
Особый интерес представляет направление эволюции предпочтений аудитории. Тектонических сдвигов пока не отмечено, но это не значит, что их не будет и что до них далеко.
Общий вектор указывает на дальнейшую фрагментацию аудитории под действием экономики, технологий и собственных иллюзий. Пройдет лет десять, и только тогда мы увидим, как оправдываются прогнозы о перспективности эфира и спутника для удаленных и малонаселенных районов, для просмотра в движении (мобильное ТВ), а также кабеля в городах, и все это при использовании IP-сетей. Однако только после того, как будут приняты соответствующие стандарты.
России в докладе Ofcom нет, поскольку это отдельная тема. Приходится опять дополнять данные доклада - снова "подковывать блоху" (см. табл. 1). В этой таблице, кроме ТВ и радио, Ofcom приводит данные и по другим видам электронных коммуникаций. Отечественные показатели (в сравнении со странами ОЭСР), с одной стороны, незавидные, а с другой (по сравнению с Китаем) - пока еще пристойные.
Телекомму-
никации (ТК) UK France Germany Italy USA Japan China Россия
Объем услуг ТК Фунт
24.8 млрд Фунт
21.6 млрд. Фунт
31.9 млрд.
Фунт
25.4 млрд. Фунт
126.4 млрд. Фунт
75.4 млрд. Фунт
36.4 млрд. Фунт
15.4 млрд.
(795.1
млрд. руб.)
Объем услуг
ТК на 1 человека Фунт
410 Фунт
356 Фунт
387 Фунт
436 Фунт
426 Фунт
591 Фунт
28 Фунт
108
Число
фиксированных
линий на 100
человек 56.2 54.6 65.8 45.8 59.6 50.8 26.9 22.4
Число мобильных
телефонов
на 100 чел. 108 77 96 123 70 71 29 > 100
Число телефонов
3G на
100 человек 7.6 3.4 2.4 18.5 0.1 22.5 0.0 0.0
Число линий
ШПД на
100 человек 39.3 37.5 28.3 30.9 38.0 43.9 11.6 5.2
DSL в % от ШПД 73.3 94.0 97.2 94.8 42.2 64..8 71.8 72%
Количество
хотспотов WiFi
на 100 000 чел 17.6 16.2 10.5 3.0 8.8 5.3 0.2 0.7
(1000
шт.)
Телекомму-
никации
(ТК) UK France Germany Italy USA Japan China Россия
Объем услуг Фунт
9.9 млрд. Фунт
6.9
млрд. Фунт
8.4
млрд. Фунт
5.4 млрд. Фунт
74.7 млрд. Фунт
19.5 млрд. Фунт
4.5 млрд. Фунт
~2.1
млрд.
Объем услуг
на 1 чел. Фунт
164 Фунт
114 Фунт
102 Фунт
94 Фунт
253 Фунт
154 Фунт
4 Фунт
~15
Реклама 59 37 36 55 253 83 2 ~12
Подписка 65 47 29 21 131 45 2 1,5
Общ. Фонды 40 30 37 18 1 26 0 1,5
(ф.бюд-
жет)
Число домо-
хозяйств с ТВ 25 24 39 21 110 48 341 50?
Лицензионный
платеж Фунт
132 Фунт
80 Фунт
140 Фунт
68 нет Фунт
74 нет нет
Самая распрост-
раненная ТВ
платформа
(% домов) DSat 34%
DTT 30% ATT
58% ACab
57% ATT
66% ACab
41% ACab
33% ATT
63% ATT
88%
Количество
аналоговых
эфирных
каналов 5 7 13 9 6 7 16 от 2
до 18
Время просмотра
1 человеком
(мин/в день) 219 мин 206 мин 211 мин 237 мин 271 мин 281 мин 154 мин До
240
мин
Дата выключения аналогового ТВ 2012 2011 2009 2012 2009 2011 Нет даты 2015
(прогноз)
Радио UK France Germany Italy USA Japan China Россия
Объем доходов Фунт
1.2
млрд. Фунт
1.1
млрд. Фунт
2.2
млрд. Фунт
0.8 млрд. Фунт
11.0 млрд. Фунт
1.9 млрд. Фунт
0.2 млрд. Фунт
~0,3
млрд.
Объем доходов
на 1 человека Фунт
21 Фунт
18 Фунт
26 Фунт
14 Фунт
39 Фунт
15 Фунт
0.13 Фунт
~2
Время прослушивания
на чел.
(мин./в день) 195 177 171 125 167 122 89 До
160
Число лицензий
на вещание 327 437 327 118 8903 300 308
В Таблице приведены данные о состоянии электронных коммуникаций в ряде стран мира, обобщенные в докладе Ofcom International Communication Markets 2006, а также оценки автора относительно ситуации в России.
Отсюда и давно известный ответ на поставленный в заголовке вопрос: живем между развитым миром и стремительно растущим. И это остается серьезным вызовом. Применительно к электронным коммуникациям, конечно.
А. Калин, Первый заместитель
генерального директора ФГУП "РТРС"
"Broadcasting" No 3, 2007 г.
18.05.2007
http://www.rtrs.ru/interview.asp?view=15474