26 июля 2004
680

Александр Минаков: `Мы решили показать войну в Ираке так, как еще никто не показывал`

Main 221849
В воскресенье, 25 июля, телеканал `Россия` покажет сенсационный фильм Александра Минакова `Русский Ирак`. Удивительные признания представителей американской администрации, уникальные кадры обстрела колонны российских дипломатов, секретные данные о реальном нефтяном потенциале Ирака, противостояние спецслужб великих держав в битве за Ирак, ответ на вопрос, кто заказал убийство специалистов из РФ, сенсационное интервью офицера личной охраны Саддама Хусейна и данные о том, сколько на самом деле потеряла Россия в Ираке - обо всем этом фильм Александра Минакова. Он стал первым журналистом, сообщившим 20 марта 2003 года о начале бомбардировок Багдада. Бывший кадровый офицер, подполковник запаса, известный тележурналист, побывавший практически на всех войнах последнего десятилетия, рассказал обозревателю Страны.Ru о фильме, за время работы над которым он стал свидетелем ключевых событий в Ираке, произошедших за последние два года.

- Александр, почему ты решил снять фильм об Ираке, и не просто об Ираке, а о `русском Ираке`?

- Я пришел в военно-политическую журналистику 30-летним офицером, оттрубив - после окончания Воронежского авиационно-инженерного училища - пять лет в гарнизонах Сибири (потрясающая дыра), затем под Курском. Моя первая телевизионная командировка была в Чечню в декабре 1994 года, когда туда вводили войска - столько смертей, сколько я видел там, надеюсь, уже нигде никогда не увижу. Затем были Югославия, Афганистан, снова Чечня, Пакистан, Македония - в общем, практически все `горячие точки`, - но Ирак, куда мы со съемочной группой поехали еще в сентябре 2002 года, стал для меня особой историей. В силу многих причин: это был и журналистский взлет, и масса личных переживаний, я был свидетелем всех ключевых событий, происходивших там последние полтора года. В том числе был в печально известной колонне российских дипломатов во главе с российским послом, 6 апреля 2003 года попавших под обстрел на выезде из Багдада.

- Эта страница иракской войны осталась за кадром репортажей, в том числе и твоих. Тебе удалось тогда что-нибудь снять?

- Впервые эта съемка будет показана в нашем фильме. Этого действительно никто не показывал, потому что никто, кроме нас, не снял. Огонь тогда был страшный, и снимать, честно говоря, было практически невозможно. Пять человек, в том числе посол, были ранены, все 8 машин простреляны. Эта загадочная история будет рассказана очень подробно.

- Тебе известно, почему обстреляли колонну?

- Якобы с иракцами и с американцами был согласован `зеленый коридор`, по которому наши дипломаты должны были выехать из охваченного войной Багдада. Однако шквальный огонь по колонне продолжался около 30 минут. В фильме мы расскажем и покажем новые подробности этой истории, а кадры обстрела будут показаны впервые.

- Некоторые журналисты тогда высказали смелую версию, согласно которой колонна подверглась обстрелу со стороны американских войск якобы из-за того, что наши дипломаты вывозили секретный архив Саддама Хусейна...

- Я сейчас не хочу заранее раскрывать всех секретов, но об этом тоже будет рассказываться в фильме.

- Твоей жене не позавидуешь. Столько волнений. Она знала, что ты был в той колонне?

- Да. Как я потом узнал, ей вызывали `скорую`, когда в новостях сообщили об обстреле колонны. Я смог сообщить ей, что со мной все в порядке только после прямого эфира `Вестей недели`, когда пересекли иракскую границу.

- А чем твой фильм отличается от других документальных картин о войне в Ираке, ведь такие уже снимались?

- Мне хотелось рассказать об Ираке по-своему. Мы решили на канале `Россия` показать войну в Ираке так, как еще никто не показывал.

- Это история войны?

- Это попытка рассказать о том, почему уже почти сто лет не прекращается битва великих держав за Ирак. В этой битве участвовал и Советский Союз, поэтому мы расскажем о `русском Ираке`.

- Что значит `русский Ирак`?

- Здесь два смысла. `Русский` в геополитическом смысле. Там будет история противостояния нашей разведки с американской, британской. Мы нашли человека, который в конце 50-х годов руководил поставками оружия курдам. В фильме он впервые расскажет об этом. Я перелопатил горы архивных материалов, обнаружив массу интереснейших видеоматериалов о встречах Саддама Хусейна с Брежневым, Косыгиным. История первой войны `Буря в пустыне`, когда СССР впервые публично осудил Хусейна. Хотя до этого он давал массу поводов для таких высказываний, он был слишком важен и нужен советским руководителям в противостоянии с Западом. Очень интересный клубок, который мы и попытались распутать в нашем фильме. Очень важный вопрос - нефтяной. Все иракские войны были завязаны на нефти. С тех пор, как в 1927 году в Ираке было обнаружено крупнейшее на Ближнем Востоке месторождение нефти, туда сразу кинулись британцы, американцы и мы. Это история войн за Ирак и трагедия народа. Я вложил туда все свои впечатления от всех войн, которые я видел.

Второй срез у этого понятия, конечно, человеческий. `Русский Ирак` - это человеческая история, трагедия. Это фильм-расследование. Почему русских специалистов убили в Ираке? Еще недавно в это трудно было поверить. Никто не вложил в Ирак столько, сколько вложила наша страна: экономических, финансовых, человеческих, духовных ресурсов. Так почему же сегодня там убивают русских? В фильме мы нашли ответ на вопрос, почему все-таки убили российских специалистов в Ираке. Это не было случайностью.

- То есть `русский Ирак` уже в прошлом? Что произошло за время войны?

- Ирак уже не `русский`, конечно. В том-то и дело, что в результате этой войны все изменилось кардинально. Если раньше на улицах приветственно кричали: `Русси, русси`, то теперь порой встречаешь если не злые, то равнодушные взгляды, а могут и толкнуть, ударить. Однажды нашу машину забросали камнями. В любом европейце они видят оккупанта. Настолько беспочвенной была эта война, она их оскорбила слишком глубоко.

- А почему вообще возникла эта идея? Даже звучит немного странно - `Русский Ирак`.

- Просто за время работы там я увидел, какие тесные связи установились между нашими странами за последние десятилетия. Там живет очень много русских женщин, вышедших замуж за иракцев. Это будет отдельная тема в фильме. До `Бури в пустыне` у Ирака были очень тесные взаимоотношения со многими развитыми странами. Многие иракцы женились не только на русских, там были американки, немки, англичанки. Но все они уехали. Остались только русские женщины.

- Получается, что русскими в Ираке остались только женщины. Очень злая ирония.

- По сути они остаются единственной ниточкой, связывающей наши страны. Еще у нас будет история одного иракца, который всю жизнь прожил в России. После 80-го года, когда началась ирано-иракская война, его подростком увезли в Москву. Сейчас Фариз - известный московский байкер. Много других человеческих историй о русских в Ираке и иракцах в России.

- Мне очень интересно тебя спросить как человека, видевшего изнанку этой войны: американцы видят едва ли не в каждом иракце сообщника бен Ладена. Тебе удалось обнаружить реальные следы `Аль-Каиды` в Ираке?

- Мы сразу же столкнулись с этим, когда впервые приехали уже в оккупированный Ирак. Это сразу бросалось в глаза. Границы совершенно открыты. Поэтому в Ирак хлынули абсолютно разные группировки, преследующие каждая свои интересы. Одни - чисто криминальные. Они зарабатывают деньги на этом хаосе. Другие имеют конкретную цель - просто `щелкать` американцев, которых ненавидят за то, что они натворили в Ираке и в других местах. И есть радикальные исламистские организации, которые борются за власть.

Ирак сейчас - это огромный котел, в котором варятся всевозможные интересы: криминальные, геополитические, межклановые, межрелигиозные. В этом главная проблема. Американцы вольно или невольно выпустили из бутылки иракского джинна, который был придавлен саддамовской диктатурой. Учитывая, что сам регион очень взрывоопасный, ситуация там будет сложноуправляемой в течение десятилетий. Нефть была не главной причиной. Для американцев это, прежде всего, удобная стратегическая площадка для контроля над всем регионом. Но получается, что это и плацдарм для террористов.

- Россия может вернуться в Ирак?

- Сейчас там убивают, берут в заложники. Россия потеряла десятки миллиардов, уйдя из Ирака. Кстати, в фильме будет впервые рассказано о том, что перед войной Россия была близка к тому, чтобы начать разработку огромных еще не освоенных нефтяных месторождений на западе Ирака. Сейчас это все потеряно. Но вернуться туда будет крайне проблематично. С другой стороны, Россию поставили в такую ситуацию, при которой у нее может не быть выбора. Ведь разжигание там экстремизма может напрямую угрожать ее безопасности. Уже сейчас там набирают силу экстремистские группировки, которые недружественно относятся к России, там воюют чеченцы. Через Закавказье из Ирака прямая дорога на Северный Кавказ.

- Тебе часто приходилось сталкиваться в Ираке с агрессией в свой адрес, и с чьей стороны?

- Нечасто, но приходилось. Как-то нас избили американцы. Им не понравилось, что мы снимали очередь бывших военных, которые стояли за пособиями. Кстати, очень характерный момент: американцы бамбуковыми палками отгоняли от очереди подходивших иракцев - очень пренебрежительно, как скот. Так вот оператор подошел поближе, чтобы снять `крупный план` иракцев. У него начали отбирать камеру, нас избили. Правда, узнав, что мы - русские журналисты, извинились, но кассету не вернули.

- А как вообще ведут себя американцы в Ираке? Они уже не чувствуют себя хозяевами положения, как тогда, когда прогуливались по коридорам саддамовских дворцов?

- С одной стороны, высокомерно, с другой - в глазах виден страх, непонимание ситуации. В одном из интервью, которое будет в фильме, американский солдат прямо в камеру российской телекомпании говорит о том, что ему тяжело в Ираке и он хочет домой. Что касается поведения, то есть разные люди. Мы видели, как солдаты показывали иракским детишкам автоматы, раздавали им `Колу`.

- Это действительно для них второй Вьетнам?

- Думаю, да. Только немного в другом ключе. Там парадоксальная ситуация. И уходить нельзя - слишком опасно для всего региона и мира, и оставаться уже сложно.

- Ты был в Югославии, когда ее бомбили американцы. Ирак - следующая жертва американской экспансии. На Балканах было не так страшно?

- Я был в Приштине, когда американцы сбросили на центр города четыре авиационные бомбы. Там тогда было море крови. Было очень много жертв среди мирного населения - и сербов, и албанцев. Кстати, в фильме есть интервью бывшего госсекретаря США Джеймса Бейкера, который сделал сенсационное признание: решение бомбить Югославию было неправильным. Может быть, в будущем нынешняя администрация США так же скажет о войне в Ираке. Однако сейчас, судя по всему, уже готовится антииранская кампания.

- А как на самом деле иракцы относятся к Саддаму? Ведь им есть с чем сравнивать...

- В фильме будет эксклюзивное интервью командира спецназа, который входил в личную охрану Саддама Хусейна, а сейчас возглавляет 505-й полк сил безопасности в Фаллудже. Он рассказал, почему сдали Багдад, о том, что многие генералы были куплены американцами и война во многом была игрушечной. По прямой связи американское командование выходило на генералов, предлагая им деньги, все позывные были известны. Мы покажем, что сделали с Фаллуджей - там целые кварталы стерты с лица земли. И вот там старик один говорит, что, если это демократия, то верните нам Саддама Хусейна. Конечно, многие его ненавидели, они от него устали, но, сравнивая с тем, что есть сейчас, конечно, они предпочли бы то относительное спокойствие и порядок, который был при диктаторе. Тогда было государство, а сейчас его фактически нет. Никто никому не может приказать что-либо делать, никто не платит налоги.

- А с теми, кто воюет против американцев, например, с ас-Садром, тебе удалось пообщаться? Кто они: религиозные фанатики или люди, защищающие свою страну от оккупантов?

- Мы общались с представителем ас-Садра в Багдаде. Что касается этой фигуры - он очень амбициозный молодой политик, у которого, безусловно, есть позиция, заслуживающая уважения: американцы должны уйти из Ирака, мы сами разберемся. Спасибо, что свергли Саддама.

- И что в итоге?

- Символичен последний план в фильме - это слепой старик, которого ведет маленький мальчик-поводырь.

Ксения Фокина

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован