Знахарство, траволечение, целительство, нетрадиционные способы оздоровления, народная медицина – в этом неполном перечне названий отражена эволюция отрасли медицины, устойчивость которой обеспечивается рядом факторов экономического и социального характера. Неоднозначно и отношение к народному целительству, поскольку в своем многообразии такое целительство выступает и как признанная часть научной медицины, и как ремесло. Интерес к народному целительству поддерживается несовершенством и неэффективностью методов достигнутого уровня научной или фундаментальной медицины. В безысходной ситуации, когда научная медицина бессильна, к народному целительству как к последнему средству прибегают люди из различных категорий населения. В России с углубляющимся расслоением населения это становится закономерным явлением, поскольку интерес к простым народным методам целительства проявляется и как альтернатива современным дорогостоящим методикам.
Следуя известному экономическому закону: «спрос рождает предложение», народное целительство превращается в один из доходных секторов рыночной экономики, теряя общедоступность, чем поддерживает распространение доходного ремесла и питает идеями предпринимательство. Народное целительство, а в особенности траволечение, составляет известную конкуренцию фундаментальным медицинским учреждениям, снижая их доходность. В ряде случаев возникают проблемы здоровью людей в связи с малоквалифицированным вмешательством знахарей. Несовершенное законодательство и особенности существования рыночной экономики в России порождают условия для развития регрессивных тенденций и в этой, важной области приложения народной инициативы.
Включаясь в орбиту бизнеса, народная медицина теряет еще одно свое важное качество – доступность информации. Народный целитель, действующий как предприниматель, по ряду причин не заинтересован в популяризации своих методик. (Социально-экономический портрет предпринимателя подробно исследован в монографии: В.К.Заусаев, Л.С.Воронцова. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства на Дальнем Востоке. – Хабаровск: ПГО, 2004, 128с. – С.50.) Однако развитие издательской деятельности не обошло и этот сектор экономики. Различными авторами, в том числе дипломированными специалистами-медиками, издается множество полных и подробных, доступных пособий по фитотерапии (траволечение), популяризующих достижения современной научной медицины в области применения народных методов, чем снижаются риски в этой области целительства. Интернет также в значительной мере способствует информированности знахарей. Некоторые знания, почерпнутые из народного опыта, составляют основы личной гигиены и служат залогом спасения в чрезвычайной, непредвиденной ситуации. Например, большинству известны целебные свойства следующих сорных и дикорастущих растений: подорожник, гравилат городской (гвоздичный корень), крапива, лопух, мать-и-мачеха, гриб чага, почки сосны и березы, лепестки календулы (ноготки), корневище бадана, корневище и листья элеутерококка, плоды и лиана лимонника и т.д.
В искусственных условиях хозяйствования периода плановой экономики, когда предпринимательская деятельность населения преследовалась законом, знахарство с целью получения «нетрудового дохода» расценивалось вполне рационально, как посягательство на здоровье советского человека. Традиции народного целительства тем не менее не угасали, создавая прецеденты для постановки научных проблем, что рельефно отражено в творчестве академика ДВНАН Е.Г.Микова. (Евгений Миков. «Зоревая» медицина: еще одна тайна русских жрецов. – Журнал «Русская традиция»: вып.2. – М.: Ладога-100, 2002. С.93. (Продолжение. Начало в №1)). Поддержанию и распространению методов народного целительства способствовала и слабая оснащенность учреждений здравоохранения на окраинах огромной слабозаселенной территории России. Рецепты врачевания передавались среди населения на бытовом уровне бесплатно, за исключением немногих случаев подпольного бизнеса. В таежной глубинке по сей день велико значение личных знаний в области медицины, - чтобы не погибнуть от незначительной царапины или простуды следует пользоваться рекомендациями местных знатоков.
Здравомыслящее население отдаленных районов СССР, не отягощенное мыслями о личной наживе, охотно делилось своим опытом. Многие страстно желали, чтобы испытанные ими методики внедрялись в сфере официальной медицины и направляли письма в научно-исследовательские институты или напрямую руководителям государства. При этом нередко они присылали в посылках и растительное сырье для первичного изучения. В каждой климатической зоне население СССР использовало для целительства типичные для этих зон растения, обладающие целебными свойствами. Некоторые граждане, увлечённые проблемами фитотерапии, самостоятельно изучали ботанику и пытались изобретать различные рецепты, по их мнению, способные излечить неизлечимые болезни такие, как например, раковые опухоли. Они трудились безвозмездно, получая моральное удовлетворение от осознания важности своих занятий.
Было бы непростительной ошибкой отрицать заинтересованность Министерства здравоохранения СССР и Академии медицинских наук в развитии фитотерапии. Наоборот, это направление стремительно развивалось. Следует в этой связи напомнить о вкладе в фитотерапию хабаровских исследователей Н.К.Фруентова, Востриковых Г.Г. и Л.А., и других (Н.К.Фруентов. Лекарственные растения Дальнего Востока. – Изд-е 3, расширенное и дополненное. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1987. – 352 с. Востриков Г.Г., Вострикова Л.А. Медицина народов Дерсу, - Хабаровск: Кн. изд-во, 1971.), существенно расширивших перечень перспективных растений, благодаря сведениям из народной медицины.
Практический интерес автора к теме траволечения возник в начале 90-х, когда под покровительством «Предприятия «Лихнис» был организован и просуществовал около двух лет любительский клуб знатоков лекарственных и пищевых дикорастущих растений. (Устав ЧП Мурашевой «Лихнис». Зарегистрирован решением Центрального райисполкома г.Хабаровска №434 п.17 от 04.11.1991г. С 16.11 92. «Предприятие «Лихнис» значилось в ДВ НАН как общественная лаборатория социальных проблем, а Мурашева С.Н. и Мурашев А.М. были приняты действительными членами в ДВ НАН. «Предприятие» ликвидировано в 1995 г. учредителем.) На заседания клуба приглашались известные хабаровские народные целители, травники, экстрасенсы. Впоследствии эти знания весьма пригодились автору в одиночных экстремальных горно-таежных путешествиях. На одно из заседаний художница Л.М. Зеленова (Рязанова) принесла семнадцать машинописных листков с народными рецептами оздоровления, переданными ей кем-то из Ассоциации медиков-педагогов. Работа называлась: «Некоторые сведения об использовании лекарственных растений в народной медицине (по данным отчета сотрудника лаборатории фармакологии и народной медицины Всесоюзного института лекарственных растений А.В. Николаева)». Из текста можно предположить, что «сведения» относятся к 1970 году.
«В мои обязанности входит работа с письмами, поступившими в ВИЛР от населения непосредственно и через многочисленные организации (печать, радио, органы здравоохранения, судебные инстанции, различные институты, опытные станции, рабочие коллективы и т.д.) Изредка поступают и зарубежные письма, - пишет сотрудник института А.В. Николаев. - … Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1963 года «О порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан…» ответы всегда мною оформляются обстоятельно, своевременно так, чтобы ответ удовлетворял запрашиваемое лицо или организацию». Далее А.В. Николаев констатирует, что сообщения от граждан о положительных результатах лечения травами предлагаются им для включения в план текущих исследований в лабораториях фармакологии и народной медицины, противораковых средств, противомикробных средств и др. «В связи с прекращением в 1968 году отпуска населению через аптеки травы чистотела, также приходит много писем, авторы которых желают знать причину. Но объяснить причину запрета продажи травы чистотела довольно сложно, поскольку фармакологический комитет это объясняет довольно странно: тем, что чистотел в аптеках не имел спроса. А не тем, что это растение ядовито, как пытаются объяснить врачи. Да и нельзя запрет чистотела к продаже через аптеки объяснить ядовитостью растения, поскольку его ядовитость намного слабее, чем ядовитость багульника болотного, отпускаемого аптеками без рецептов, даже для лечения коклюша у малолетних детей».
О заинтересованности населения СССР в развитии народной медицины можно судить по количеству писем, поступивших в лабораторию А.В. Николаева (не менее двух писем в день): «Начиная с 1960г. через мои руки к 1970 г. прошло 8350 писем от населения и учреждений, на которые были даны ответы. Из такого количества 2180 писем содержали те или иные предложения по народной медицине, - сообщает А.В. Николаев. – От населения порой поступают весьма интересные предложения и очень желательно, чтобы обработка их доводилась в лабораториях ВИЛР до конца. Сведения народной медицины, собранные мною включительно по 1969 год, были использованы с научной целью к.б.н. А.Н. Шретером. В информационных целях пользовались и пользуются картотекой и другие сотрудники ВИЛРа».
Напомню, так дела в этом секторе обстояли в социалистической стране СССР, где моральные стимулы, общественное признание, осознание общественной важности своей работы ценилось людьми достаточно высоко. Буржуазные страны демонстрируют совершенно иные нравы людей, приоритетной целью в жизни которых является получение максимальной личной выгоды, если даже это направлено не на пользу, а в ущерб населению. При этом разного рода мошенничество, в том числе хитроумные схемы поборов с населения считаются предпринимательской смекалкой и управленческой зрелостью.
Из предложений, поступивших в ВИЛР в 1970 году, наиболее интересные, по мнению А.В. Николаева, оказались 129 рецептов. Можно предположить, что за истекшие 35 лет многие рецепты, собранные А.В. Николаевым, попали в те или иные справочники по фитотерапии и используются целителями, тем не менее, приведу некоторые из них, выражая глубокую признательность автору этой картотеки народной инициативы.
1. Кошачья лапка.
Применяется при зубной боли: сушили цветущее растение, рубили, как табак и давали курить больным. Через 3-6 часов боль стихала, а если больной курил 2-3 раза, то боль совсем не возвращалась.
2. Бодяк или осот обыкновенный.
Гражданка Терновская Л.В. из г.Сухуми пишет, что научная медицина, к сожалению, почти бессильна в лечении тромбофлебитов, а народ это заболевание лечит весьма активно отваром бодяка (осота), делая компрессы на больные места.
3. Папоротники (без указания вида).
Гр. Тур из г. Барнаула сообщает, что сок свежего папоротника (любого) отлично лечит раки и язвы, а если ваи папоротника заварить кипятком, то такие ванны облегчают страдания при ревматизме.
Примечание А.В.Николаева: В литературе имеются очень интересные сведения о противоревматическом применении папоротника. Имеются письма, в которых указывается, что если спать на матрацах, набитых листьями свежих папоротников, то можно излечить самые тяжелые страдания от отложения солей (подагра, суставной ревматизм, артриты, спондилез).
4. Рябина обыкновенная.
Гражданка Троицына П.М. из Кировской обл. Кирово-Чепецкого р-на п/о Бурмакино рекомендует при склерозе сосудов головного мозга использовать народное средство – 200 г. коры рябины кипятить 2 часа в 0,5 л. воды. Принимать по 20-30г. до еды 3 раза в день.
Рецепт из другого письма: 100г. коры рябины кипятить 2 часа в 0,5 л. воды. Пить по 1 ст. ложке 3 раза в день за полчаса до еды.
5. Девясил высокий.
При старческом склерозе многие успешно поддерживают свое здоровье, принимая по 25 г молочной настойки корня девясила (30г. сухого корня на 0,5 л. водки).
(По-видимому, настойку девясила принимают с молоком.)
6. Мускатный орех.
По сообщению Коваленко М.Е. из Днепропетровска, больная, страдающая расширением вен, в течение года пила «тертый мускатный орех» и поправилась.
7. Горец птичий (спорыш).
Многие женщины избавились от бесплодия самым безобидным сорняком- спорышем: они без особой нормы пили как чай настой травы (1 стакан травы на 1 литр кипятка).
8. Пихта сибирская.
Бельмо можно удалить без операции, если систематически на ночь в глаз закапывать по одной капле свежей живицы пихты. В глазу ощущается сильное жжение, но даже застарелое бельмо рассасывается.
9. Сирень обыкновенная.
Припарки из листьев или примочки из крепкого отвара помогают при ревматизме, нагноениях, закупорке вен. Для этой цели применяют также водочная настойка соцветий сирени (1 стакан цветов на 0,5 л. водки).
10. Свекла огородная
Для лечения ангины пользуются таким рецептом: в стакан с тертой свеклой добавляют одну столовую ложку столового уксуса, настоять и отжать сок, которым полоскать рот, горло при ангине. Многие таким средством вылечили хроническую ангину.
11. Ферула.
Гражданка Лосмачева из г.Балашова привезла в ВИЛР образец «тянь-шаньского жень-шеня» (один из видов ферулы горной) и устно сообщила, что узнала о корне от одного китайского лекаря. Препаратами из корней ферулы лечат рак грудной железы, рак желудка, лейкозы (рак крови), болезни печени, почек, селезенки, ангину, трофические язвы и различные желудочно-кишечные болезни, упадок сил, нервные расстройства, экземы, ревматизм, обладают ранозаживляющим действием. Пользуются водочной настойкой свежего корня (20-60г. корня на 0,5 л. водки). Настойкой смачивают раны, язвы, опухоли, внутрь принимают по 1 чайной или столовой ложке в рюмке воды три раза в день до еды. Местное (среднеазиатское) название растения «план».
Отметим, что ферула (Ferula narthex Boiss, F. Asa faetida L.) относится к семейству Сельдерейные. Произрастает в полупустынях Средней Азии и Ирана от Аральского моря до персидского залива, в Китае, Индии. Введена в европейскую медицину арабами в Х веке; в восточной медицине известна издавна. (Муравьева Д.А. Тропические и субтропические лекарственные растения; - 2-е изд. Перераб и доп. – М.: Медицина, 1983. - 336с., ил. – С.148.)
В китайской медицине Ferula asa-faetida L. (ферула вонючая) относится к семейству Зонтичных. Применяется засохший сок из корня (камедь-смола), имеющий неприятный чесночный запах и горьковато-острый вкус. (Ф.И.Ибрагимов. В.С.Ибрагимова. Основные лекарственные средства китайской медицины (под ред. А.Ф.Гаммермана). – М.: Медгиз, 1960. – 411с. – С.136)
Следовательно, некоторые сообщения граждан нисходят к первичным, древнейшим источникам устного народного знания.
12. Гриб-дождевик
По сообщению гр. Данилова Н.П. из Вологодской обл., припудривание ран спорами гриба останавливает кровотечение и способствует заживлению ран без нагноения.
13. Молоко и пиво.
Воспалившуюся печень лечат смесью молока с пивом (0,5 л. молока, 1 л. пива). Принимают три раза в день перед едой по 200-300 мл.
14. Дождевые черви.
Гр. Черных Б.Ф. из г. Североморска сообщил о таком интересном случае. Он ослеп от бельма. Мать собрала дождевых червей, промыла их и засыпала сахарным песком, после чего поставила томиться в духовку. Получившуюся жидкость отфильтровала и этим средством вернула ребенку зрение. Аналогичный случай, но промытых дождевых червей слегка посыпали солью, отчего образовывалась жидкость, которую отфильтровывали и закапывали в глаза по две капли (бельмо, катаракта). Через две недели наступало излечение.
15. Череда трехраздельная
При подагре, артритах, крапивнице и других кожных болезнях принимают ванны из травы череды по 20 минут (50-100 грамм на одно ведро воды, полчаса кипятят в закрытой посуде). Полезно пить чай из травы череды при нарушении обмена веществ, как кровоочистительное.
16.Чемерица Лобеля
В быту чемерицей лечат вывихи, опухоли, ушибы: свежие корни мелко крошат и варят в воде. Теплым отваром протирают больные места. Вывихнутый сустав без правки становится на свое место, опухоли или отеки спадают.
Следует принимать меры предосторожности, так как чемерица – чрезвычайно ядовитое растение, используемое при выведении вшей, в основном, в ветеринарии.
Эти рецепты были мной приведены с целью приоткрыть завесу тайны, создаваемой знахарями в опасении конкуренции подельников. Любой нормальный гражданин, воспользовавшись открытыми информационными источниками, может самостоятельно принять решение о методах самолечения, не прибегая к дорогостоящим консультациям «специалистов» в простых случаях. Медицина со всеми её ветвями превратилась в высокодоходную часть коммерческого сектора. Извратилось в общественном сознании и цель медицинской помощи; теперь это не медицинская помощь, а предоставление услуг! Поэтому цена услуг здесь определяется не платёжеспособным спросом основной массы населения, а скорее фантазией «специалистов», их потребностями, кошельками высокооплачиваемых чиновников и успешных спекулянтов из иных коммерческих сфер. Я глубоко был возмущён, когда впервые узнал цены на лекарственные рецепты одного из хабаровских лекарей, которые в тысячи раз превышали затраты. Говоря по этому поводу словами коммунистического гимна, «Кипит наш разум возмущённый и в смертный бой вести готов!» Такой неограниченный рамками нравственности «рационализм» весьма напоминает обыкновенную человеческую алчность, эгоизм и бессовестность, чем, собственно, и жив капитализм. В результате такой предприимчивой спекуляции на невежестве или доверчивости некоторых людей этот «народный целитель» объездил почти весь мир. Невольно в этой связи вспоминается стыдливый персонаж произведения Ильфа и Петрова – «застенчивый ворюга» Альхен. Однако предприимчивые представители российского капиталистического рая постепенно перестали стесняться: общество естественным образом превращается в бандитскую шайку, где выживает наиболее хитроумный.
Как следует из отчёта А.В. Николаева, сообщения от граждан включались в план научных исследований. Научная медицина тем и отличается от народной практики, что она оперирует точными знаниями, и прежде чем какой-то народный рецепт врачевания попадёт в учебники, он подвергается всесторонним исследованиям. Вместе с тем не следует преуменьшать эффективность проверенных веками народных средств врачевания. Возможно, какие-то из рискованных прописей знахарей действительно оказываются эффективными в отдельных случаях, но чудодейственных средств в природе не существует. Как известно, человеческий организм - сложнейший физико-химический прибор; лечение отклонений от нормальной работы какой-либо из частей этого целого требует вмешательства совершенно различными инструментами. В этой связи по аналогии из физики можно отметить, что принципиально невозможно создать прибор, выдающий весь спектр существующих в природе излучений поворотом оной ручки, поскольку в основе их - различные процессы. Если знахарь заявляет вам, что он полностью излечит травами рак, эпилепсию или шизофрению – это или заблуждение, или откровенное враньё.
На примере развития истории Великой Октябрьской социалистической революции и СССР наше поколение убедилось в том, что в итоге любых переворотов появляются «люди мира», бывшие ничем, но постепенно становящиеся всем, спекулирующие на всём, на чем можно и нельзя. Свои услуги предлагают различные мошенники – гадалки, маги, ясновидящие экстрасенсы и целители, срочно (за приличную цену!) призывают спасать для «загробной жизни» свои души известные представители особого коммерческого сектора, поскольку махровым цветом расцветает невежество, становясь неотъемлемой частью неуправляемой «рыночной экономики». А продуктовый рынок ломится от изобилия продуктов по совершенно диким ценам. Теперь гражданин покупает одну морковку, две луковицы, одно яблоко, а следом чиновница в дорогой шубе и жирный субъект (неопределённого пола) в рясе отовариваются на тысячи рублей, не глядя на цену. Но последние довольно редки. Куда же поступит продукция «второй свежести»? Конечно на свалку! А цена останется прежней.
Наш рациональный жизненный опыт подсказывает, что морковка и картошка не могут стоить, как яблоки, яблоки - как элитная курица. Не может стоить рыба втрое дороже говядины и свинины, а мясо - как бутылка марочного коньяка. Многие ли из граждан ежедневно за обедом, а также по утрам и вечерам пьют такой коньяк? Пакет со сбором лекарственных трав, уверяю вас, не стоит нескольких тысяч рублей, красная цена ему – десятка.
Народное целительство, как и медицина в целом, приобретает черты всеобщей спекуляции. Олигархическая власть продолжает уверять малоимущее население, что это нормально, что это и есть общечеловеческие ценности. Но мне как-то более симпатичны такие личности, как известные многим хабаровчанам мои современники и земляки Востриковы, Галичанин, Заусаев, Леденёв, Миков, Небайкин, Фруентов и многие другие, которые, не скупясь и не выпрашивая наград, от всей своей широкой натуры безвозмездно делились и делятся своим опытом и знаниями. Особое место, на мой взгляд, занимает в этом ряду приморский целитель Михаил Васильевич Голюк – человек, который служил народу. Он не только не пытался скрыть изобретённые и проверенные им рецепты врачевания, но и всячески пропагандировал их. В начале 90-х один из его пациентов передал мне тетрадку с разработками М.В. Голюка. Сохранился перепечатанный мной текст методики лечения злокачественных опухолей. «Для лечения по предлагаемому способу используют разработанные автором средства, а также ранее известные настойки из следующего сырья (трав): бадан тихоокеанский, марьин корень – пион обратнояйцелистный, чистотел, элеутерококк колючий, - пишет В.М. Голюк во введении к своей методики. – Кроме этого дополнительные к основному курсу, но менее исследованные автором (всё же дававшие положительный результат): ноготки – календула, софора японская, мумиё. Из всего перечисленного важнейшими являются бадан и марьин корень. Этих средств бывает достаточно для лечения лейкемии». Далее следуют общие рекомендации и сама методика. Даже из этой краткой цитаты ясно насколько ответственно автор относился к своему назначению народного целителя. Получал ли он какую-то выгоду от ремесла врачевателя, мне не известно, но в настоящее время об этом можно узнать из интернета, ведь помощью этого подвижника (не услугами!) воспользовались тысячи людей.
Хабаровск, ДВ НАН, 2005 г.
Корни борца (аконита), приготовленные для просушки. Традиционное средство народного врачевания, не включённое в официальную советско-российскую фармакопею, но широко используемое, например, в Китае.