21 февраля 2007
2091

Александр Шкурко: Кладовая российской истории. Государственный Исторический музей

135 лет назад, в феврале 1872 года было получено высочайшее разрешение на учреждение в Москве "Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича". Именно с этого момента начинается путь крупнейшего национального музея России - Государственного Исторического музея. Его уникальные коллекции во всем многообразии представляют сегодня историю и культуру нашей страны с древнейших времен до нашего времени.

21 февраля в 14:55 телеканал "Культура" покажет документальный фильм "Свидетель самой истории" из цикла "Вещественное доказательство", который посвящен истории создания музея и раскрывает некоторые подробности жизни ГИМа, недоступные обычным посетителям музея.
В связи с памятной датой мы побеседовали с директором Государственного Исторического музея Александром Ивановичем Шкурко, который рассказал о том, чем живет музей сегодня, о его постоянной экспозиции и выставочной работе, а также о ближайших планах на будущее.

- Государственному Историческому музею 135 лет. Дата не круглая, но, тем не менее, принято подводить определенные итоги. Расскажите, пожалуйста, о самых значимых событиях в работе Исторического музея за последние годы.

- Самым главным за последние годы стало для нас завершение работы по реконструкции, модернизации и восстановлению главного здания, исторического здания бывшего Российского Императорского Исторического музея, а сейчас - Государственного Исторического музея на Красной площади. Была создана полная экспозиция в тех старых залах, которые были предусмотрены еще проектом академика Шервуда. Эти залы мы создавали довольно долго: сначала мы их полностью восстанавливали и реставрировали. К 2000-му году эта работа, в основном, была завершена. Затем параллельно начали строить экспозицию с древнейших времен, включая наши археологические древности, и до конца XIX века. Это весь путь нашей страны, народов России. Нам все-таки удалось достаточно полно, на современном методическом, художественном, научном и, самое главное, на информационном уровне сделать так, что нам теперь не стыдно не только перед своей собственной совестью, музейной и профессиональной, но и перед нашими гостями, которые приезжают к нам из других стран.

- Вы говорите о методе, а ведь на сегодняшний день в исторической науке сложилось очень много концепций и методов изучения истории. Какой линии придерживался Исторический музей в создании своей новой экспозиции?

- То, что мы сейчас осуществили, это был сложный для нас процесс, потому что историческая наука в целом пересматривала свои методологические основы. Предшествующая экспозиция 60-х - 70-х годов была создана по марксистско-ленинской схеме развития истории, по формационному принципу. Нам пришлось обратиться прежде всего к работам выдающихся историков конца XIX - начала ХХ века. Я имею в виду труды Соловьева и Ключевского, и те материалистические основы подхода к истории, которые особенно ярко были выражены у Ключевского, мы сохранили. Это и была определенная идеология, если хотите. Мы обращались и к вопросам народонаселения, территорий, к вопросам "всесословности". Мы достаточно объективно постарались показать все слои общества в их развитии. Конечно, наряду с внутренней и внешней политикой Российского государства, мы сосредоточили свое внимание на культурных вопросах, поскольку для музея, который является средоточием именно памятников истории и культуры, так или иначе, культурологическая нить является "красной" и главной.

С другой стороны мы подошли и к вопросам периодизации. История представляется нами как непрерывный процесс, не расчленяемый на социально-экономические формации. То есть, безусловно, она расчленяется на исторические периоды, которые, если рассматривать уже XVIII - XIX века, так или иначе совпадают с правлением самых крупных царей и императоров: скажем, Петра Великого, Екатерины Великой, Александра Первого, Николая Первого. В других случаях они обобщаются тоже в определенные периоды, когда происходили существенные события во внутренней политике, в социальной жизни, во внешней политике. Эта более объективная и более историческая, по своей сути, концепция, лежит в основе периодизации.

Наконец, основное внимание, еще раз подчеркиваю, было уделено самому памятнику, самому историческому источнику. Это было сделано для того, чтобы наш посетитель - это уже культурологические аспекты - мог сам во многом познакомиться с одним или с целым комплексом памятников определенной эпохи и тем самым сформировать свое собственное представление. У нас относительно мало пояснительных и обобщающих текстов. Мы не ставили целью навязывать посетителю жесткую оценочную позицию, а хотели дать больше возможности для размышлений. Мы последовательно увеличивали число компьютерных информационных программ. Сейчас уже в музее находится около сорока мониторов. Каждый имеет свою собственную программу, дополняющую те памятники и источники, которые находятся у нас в экспозиции, предметами и коллекциями, которые остаются в наших фондах, поскольку все показать в экспозиции просто невозможно. Таким образом, серии памятников, систематически связанные с определенными залами, теперь тоже представляются в интерактивном режиме, и я думаю, что это существенная сторона экспозиции.

- Насколько интересна сегодня история России молодому поколению? Стремится ли молодежь узнавать историю своей страны? Могут ли современные технологии, о которых Вы говорите, привлечь ее в музей?

- Безусловно, этот вопрос совершенно правомерен и актуален. Это подтверждается нашими социологическими опросами и исследованиями. Надо сказать, что сегодня доля молодежи, особенно в возрасте, когда она начинает осознавать историческое бытие, действительно невелика. Более половины посетителей музея - это люди зрелого возраста, образованные, с уже сложившимся мировоззрением и представлением об истории. Называть какие-то четкие рецепты привлечения посетителей в музей я бы побоялся. Хотя я думаю, что действительно необходимо увеличивать современные информационные методы представления истории. Также нужно оживлять, видимо, саму методику представления экспозиции - в области архитектурно-художественного решения, света, цвета, - то есть более выигрышного представления экспонатов. Над этим мы и дальше будем работать.

Особенно важны, конечно, такие приемы, как реконструкция исторических событий, отдельных исторических явлений, даже история одного экспоната. В этом ключе мы будем продолжать работать и считаем, что экспозиция не завершена, и на веки вечные мы ее так не оставляем.

Как одна из форм оживления интереса к экспозиции у нас сейчас осуществляется пилотный проект вместе с нашими коллегами из Музея-заповедника Царское Село. Каждый месяц мы представляем в соответствующем зале экспозиции - в определенном тематическом комплексе - один из уникальнейших экспонатов из Царского Села. Я думаю, что в этом тоже есть некая динамика отношения к восприятию экспозиции, как таковой. Сейчас мы договариваемся с рядом региональных музеев о том, чтобы от них привозить уникальные экспонаты, чтобы тоже периодически показывать их в залах Исторического музея.

- Государственный Исторический музей обладает богатейшими фондами, но они сосредоточены, в основном, в Москве. Существует ли возможность у жителей российских регионов ознакомиться с коллекциями музея?

- Конечно, это ограниченная возможность, но, тем не менее, она существует. И не только Исторический музей осуществляет такую практику. Мы проводим выездные, передвижные выставки. Как раз в эти дни в городе Омске завершила работу выставка под образным названием "И камни говорят", посвященная культуре камня, его обработки и применения в разных сферах жизни. До этого выставка совершила своеобразное путешествие: она началась в Перми, была в Кирове, затем в Екатеринбурге, в Нижнем Тагиле. Это не первая и не последняя такая экспозиция.

Сейчас у нас есть некоторые внутренние ограничения, связанные с общей проверкой фондов музеев. Поэтому нам довольно сложно сейчас формировать из наших коллекций большие выставки и направлять их в регионы. Но мы пытаемся создать видеографический банк данных для передачи по Интернету. Уже много лет создается тематическая база "Календарь российской истории". Он иллюстрированный, и он доступен для наших коллег. Эту сторону тоже будем развивать.

- Расскажите, пожалуйста, в этой связи, о ближайших планах музея.

- Самыми ближайшими нашими планами и надеждой развития музея мы считаем работу по созданию "музейного квартала". Здание бывшей Городской Думы, а затем Музея Ленина, нам, наконец, передано; и примыкающие шесть строений по Никольской улице до ГУМа, фактически, тоже уже перешли к музею. В этой связи возникла программа по созданию музейного квартала. Пока она еще разрабатывается в архитектурном плане, в проектно-изыскательских работах, но, тем не менее, это ближайшая перспектива в рамках пяти - десяти лет для Исторического музея.

Я думаю, что в течение ближайших трех лет мы сделаем капитальный ремонт и модернизацию самого здания бывшей Городской Думы. Кроме размещения коллекций, которые мы переводим туда, там будут большие выставочные площади, где мы будем сосредотачиваться на больших юбилейных датах. Самая крупная дата - это двухсотлетие победы России в Отечественной войне 1812 года. Я думаю, что это будет крупнейший юбилей и общественный, и культурный, и политический. Поэтому мы уже со следующего года начнем программу выставок, связанную с этим юбилеем.

Затем, в 2009 году будет отмечаться трехсотлетие Полтавской баталии. Это, может быть, юбилей несколько меньшего масштаба, но в историческом смысле он тоже немаловажен. Он связан с апогеем в Северной войне, со стремлением Петра Первого вывести Россию на совершенно новые рубежи. Поэтому мы начали разработку этой темы и хотим придать ей международный характер, пригласить наших коллег из музеев и архивов Швеции, а также украинских и, возможно, белорусских коллег. Пока сейчас трудно еще сказать, но это будет международная выставка. Также мы хотим приурочить к ней международную конференцию вместе с Академией наук. Таким образом, хотим все время поддерживать внимание к важным вехам нашей национальной российской истории.

- В завершении скажите, пожалуйста, что директор Исторического музея мог бы пожелать своему "дому" в день его 135-летия?

- Я хотел бы, чтобы традиция, которая формировалась в деятельности музея, в отношении самих работников музея к своему долгу, к профессиональному и гражданскому долгу, не только сохранялась, но все время обогащалась новыми и новыми делами.



21.02.2007
www.tvkultura.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован