В Москве в Государственном Историческом музее открылась выставка "Донское наследие". Она представляет богатейшую культуру южного региона России, расположенного по течению реки Дон и побережью Азовского моря.
Экспозиция охватывает огромный исторический период, начиная с глубокой древности, о которой рассказывают выставленные археологические находки. История этого южного региона России действительно очень интересна, утверждает директор Исторического музея Александр Шкурко:
"В этом пространстве есть древнейшие монументальные каменные изваяния. Это территория, через которую пролегало очень много путей с севера на юг, это ворота, сквозь которые шли потоки, в том числе культурные, в обе стороны".
В частности, здесь происходило пересечение знаменитых торговых путей из Китая и Персии в Россию и дальше в Европу. Неудивительно, что археологическая коллекция выставки "Донское наследие" содержит, например, поливную керамику, созданную мастерами Древнего Востока, золотые ювелирные украшения.
Центральная же часть экспозиции посвящена истории и культуре донского казачества. Это военное сословие сформировалось в России к середине 18-го столетия именно на южных границах, по берегам реки Дон. Казаки отличились еще в войне 1812 года с Наполеоном, с тех пор понятие "русские казаки" широко известно за рубежом. Если же говорить о культуре, то особенный восторг публики вызывают лихие казачьи песни и пляски. А вот живописное наследие казачества не столь известно. Выставка в Москве как раз представляет этот вид искусства, в частности, донскую парсуну. Это портретная живопись, точнее, парадный портрет. Мастера этого жанра, быть может, в немного примитивном стиле, но исторически точно запечатлели самых именитых атаманов Войска Донского. В Москву привезена целая галерея таких портретов - своеобразный символ славы донского казачества. Кроме того, портретная галерея дополнена высокохудожественными образцами оружия - в основном, это именное оружие, пожалованное его обладателям за участие в обороне России от врагов.
Интереснейшим разделом выставки "Донское наследие" стали также экспонаты, связанные с именами выдающихся деятелей культуры, уроженцев донского края. А это, например, великий русский писатель Антон Чехов, чьи подлинные личные вещи представлены в Историческом музее. И, конечно, Нобелевский лауреат Михаил Шолохов, блистательно описавший в романе "Тихий Дон" судьбы казаков в переломный момент истории России, в начале 20-го века.
В Московском музее современного искусства отрылась (17 октября - 2 декабря) персональная выставка русского художника-постмодерниста Георгия Пузенкова, ныне живущего в Германии. Мировую известность Георгию Пузенкову принесла работа, связанная с картиной Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Преобразовав этот всемирно известный образ с помощью компьютера, художник сделал фотографию, а затем с этой фотографии вручную, маслом на холсте написал картину. Любопытно, что миниатюрный, микроскопический вариант этой картины побывал даже в космосе.
Экспозиция работ Пузенкова в Москве, включающая более 300 произведений, столь масштабна, что занимает все три этажа Музея современного искусства. А называется она "Who`s afraid?". Это название отсылает к концептуальной работе американского художника Барнетта Ньюмена "Who`s Afraid of Red Yellow and Blue?" (Напомним, что это три огромных холста, закрашенных красным, желтым и синим и словно вопрошающих: кто боится ограничений?). Русский художник Пузенков вносит свой смысл в этот вопрос, считает куратор выставки Олеся Туркина:
"Сегодня, на новом этапе развития живописи, Пузенков опять задает вопрос - кто боится? - имея в виду, кто боится абстрактного искусства? Как оно воспринимается в начале XXI века? Эта проблема крайне важна в современном искусстве России, поскольку Россия - родина абстрактного искусства. Здесь зародилась геометрическая абстракция - в творчестве Малевича, возник абстрактный экспрессионизм - в живописи Кандинского, беспредметное искусство, созданное Ларионовым".
Пройдемся по выставке Георгия Пузенкова. Залы первого этажа декорированы в черные тона, по лестничным пролетам словно "бегут" черные металлические скульптуры. И у посетителей невольно возникает чувство опасности. На втором этаже размещены некие загадочные, "стертые картины", созданные вручную, но производящие впечатление компьютерной, "цифровой абстракции". Третий этаж посвящен теме восприятия цвета в новой компьютерной среде. И завершает экспозицию самая важная для художника работа. "Это компьютерная рамка, можно сказать, первый независимый от Малевича "квадрат", - сказал Георгий Пузенков:
"Вы видите, прежде всего, саму рамку, а внутри -только лишь аллюзия, ощущение того, что там "квадрат". Глядя на нее, человек сразу вспоминает "Черный квадрат" Малевича. Если бы Малевича с его "Квадратом" не было, вряд ли кто-нибудь сказал, что это квадрат. Вот такие парадоксы в психологии восприятия меня очень интересуют".
И все же, как бы широко ни использовались Георгием Пузенковым возможности компьютера, в его творчестве побеждает все-таки искусство, а не цифра. "Все свои работы я делаю руками, этот человеческий заряд для меня - самое главное", - говорит художник.
Российская академия художеств предоставила свои выставочные залы (18 октября - 4 ноября) Юрию Мандаганову -художнику из Бурятии, республики, расположенной на юге Восточной Сибири, в районе знаменитого озера Байкал. Персональная выставка художника в Москве называется "Кочевник и самоцветы".
Художник привез в Москву около 30-ти монументальных инкрустированных панно, созданных им за последние годы. Все работы выполнены в сложной технике флорентийской мозаики. Создать настоящую живопись в камне помогают яркие, глубокие цвета уральских "самоцветов", переливающихся массой оттенков: синий лазурит, зеленый нефрит, красная яшма, серый, коричневый или почти черный лабрадорит
От мастера при создании композиции требуется ювелирная точность обработки материала. Каждый камень распиливается на пластины толщиной в .5-6 миллиметров, после чего художник их подгоняет друг к другу и складывает в узор.
Сюжеты каменных панно Юрия Мандаганова, главным образом, связаны с бурятским фольклором и мифологией. Из кусочков самоцветов сложены фигуры тотемных животных - быка и медведя, фигуры степной принцессы, кочевницы, путешествующего по райским землям верблюжьего каравана. Но рядом с героями бурятского эпоса возникают такие неожиданные образы, как похожий на сфинкса карточный игрок или великий испанский художник Сальвадор Дали. Впрочем, они не кажутся здесь чужеродными, ведь все работы художника выполнены в единой стилистике, приближенной к таким направлениям искусства XX века, как конструктивизм, экспрессионизм и даже поп-арт.
Картины-панно Юрия Мандаганова, полные душевной теплоты и философской глубины, сегодня украшают музеи и частные коллекции России, Германии, Франции, США, Китая и Кореи.
На Международном Салоне кукол, который в третий раз прошел в Москве (10-14октября), наблюдалось небывалое количество кукольников во всего мира. Они представили настоящие произведения искусства, стоимость которых доходила до 40 тысяч долларов.
По традиции, во время работы Салона состоялось вручение приза "Мегазвезда" - за выдающийся вклад в кукольное искусство и достижения в области авторской художественной куклы. Награда была присуждена голландской кукольнице Тине Камерберг за куклу "Дама с павлином". Художница привезла в Москву целую коллекцию фей - это ее любимые образы. Вот, например, веселая фея в платьице, напоминающем шляпку мухомора, или фея с миниатюрными весами в руке. В будущем Тина планирует сделать 12 фей, символизирующих знаки Зодиака.
Тина Камербек не первый раз на Международном салоне кукол в Москве и успела заметить, что он отличается от подобных выставок в других странах:
"Российский салон отличается, прежде всего, тем, что люди здесь очень артистичные. В других государствах, особенно в США, - это скорее не представление, а обычная выставка-продажа".
На Международном Салоне кукол русские художники выступили тоже успешно. Приз за "Лучший креативный проект", например, достался молодых мастерицам из уральского города Перми - сестрам Поповым. Их куклы объединили в себе две традиции - восточную и европейскую.
Одна из сестер, Елена Попова рассказывает, как возникла идея. "Мы купили японскую рисовую лампу, - сказала она. - И своей структурой она напомнила нам строение кринолинов - широких юбок на тонких обручах, которые носили в Европе XVIII века. Кроме того, из Европы XVIII века, в частности, Франции, пошла мода на всё экзотическое - высокие нагроможденные прически, выбеленные лица, что всегда было характерно для Японии".
Свои коллекции в Москве представили не только отдельные художники, но и целые кукольные галереи. Публике, судя по всему, очень понравился проект "Настроение" галереи Варвары Скрипкиной из Санкт-Петербурга. Четыре шута в расшитых золотом бархатных костюмчиках передают разные настроения: один, на троне, - самодовольный, уверенный в себе, другой, нежно прижимающий к себе зайца, изображает любовь. А московская галерея "Вахтановъ" - первая российская кукольная галерея, основанная 10 лет тому назад, выбрала тему "Ясли-Сад". И поэтому в ее коллекции кукол - мальчишка-забияка с разбитой коленкой, показывающий всем язык, и даже фарфоровая Фрекен Бок, смотрящая на всех сверху вниз и как будто говорящая: "О воспитании я знаю все!".
Т.Карпекина, Л.Рощина
18.10.2007
www.ruvr.ru