18 октября 2007
1809

Александр Шкурко: Московские вернисажи

В Москве в Государственном Историческом музее открылась выставка "Донское наследие". Она представляет богатейшую культуру южного региона России, расположенного по течению реки Дон и побережью Азовского моря.

Экспозиция охватывает огромный исторический период, начиная с глубокой древности, о которой рассказывают выставленные археологические находки. История этого южного региона России действительно очень интересна, утверждает директор Исторического музея Александр Шкурко:

"В этом пространстве есть древнейшие монументальные каменные изваяния. Это территория, через которую пролегало очень много путей с севера на юг, это ворота, сквозь которые шли потоки, в том числе культурные, в обе стороны".

В частности, здесь происходило пересечение знаменитых торговых путей из Китая и Персии в Россию и дальше в Европу. Неудивительно, что археологическая коллекция выставки "Донское наследие" содержит, например, поливную керамику, созданную мастерами Древнего Востока, золотые ювелирные украшения.

Центральная же часть экспозиции посвящена истории и культуре донского казачества. Это военное сословие сформировалось в России к середине 18-го столетия именно на южных границах, по берегам реки Дон. Казаки отличились еще в войне 1812 года с Наполеоном, с тех пор понятие "русские казаки" широко известно за рубежом. Если же говорить о культуре, то особенный восторг публики вызывают лихие казачьи песни и пляски. А вот живописное наследие казачества не столь известно. Выставка в Москве как раз представляет этот вид искусства, в частности, донскую парсуну. Это портретная живопись, точнее, парадный портрет. Мастера этого жанра, быть может, в немного примитивном стиле, но исторически точно запечатлели самых именитых атаманов Войска Донского. В Москву привезена целая галерея таких портретов - своеобразный символ славы донского казачества. Кроме того, портретная галерея дополнена высокохудожественными образцами оружия - в основном, это именное оружие, пожалованное его обладателям за участие в обороне России от врагов.

Интереснейшим разделом выставки "Донское наследие" стали также экспонаты, связанные с именами выдающихся деятелей культуры, уроженцев донского края. А это, например, великий русский писатель Антон Чехов, чьи подлинные личные вещи представлены в Историческом музее. И, конечно, Нобелевский лауреат Михаил Шолохов, блистательно описавший в романе "Тихий Дон" судьбы казаков в переломный момент истории России, в начале 20-го века.


В Московском музее современного искусства отрылась (17 октября - 2 декабря) персональная выставка русского художника-постмодерниста Георгия Пузенкова, ныне живущего в Германии. Мировую известность Георгию Пузенкову принесла работа, связанная с картиной Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Преобразовав этот всемирно известный образ с помощью компьютера, художник сделал фотографию, а затем с этой фотографии вручную, маслом на холсте написал картину. Любопытно, что миниатюрный, микроскопический вариант этой картины побывал даже в космосе.

Экспозиция работ Пузенкова в Москве, включающая более 300 произведений, столь масштабна, что занимает все три этажа Музея современного искусства. А называется она "Who`s afraid?". Это название отсылает к концептуальной работе американского художника Барнетта Ньюмена "Who`s Afraid of Red Yellow and Blue?" (Напомним, что это три огромных холста, закрашенных красным, желтым и синим и словно вопрошающих: кто боится ограничений?). Русский художник Пузенков вносит свой смысл в этот вопрос, считает куратор выставки Олеся Туркина:

"Сегодня, на новом этапе развития живописи, Пузенков опять задает вопрос - кто боится? - имея в виду, кто боится абстрактного искусства? Как оно воспринимается в начале XXI века? Эта проблема крайне важна в современном искусстве России, поскольку Россия - родина абстрактного искусства. Здесь зародилась геометрическая абстракция - в творчестве Малевича, возник абстрактный экспрессионизм - в живописи Кандинского, беспредметное искусство, созданное Ларионовым".
Пройдемся по выставке Георгия Пузенкова. Залы первого этажа декорированы в черные тона, по лестничным пролетам словно "бегут" черные металлические скульптуры. И у посетителей невольно возникает чувство опасности. На втором этаже размещены некие загадочные, "стертые картины", созданные вручную, но производящие впечатление компьютерной, "цифровой абстракции". Третий этаж посвящен теме восприятия цвета в новой компьютерной среде. И завершает экспозицию самая важная для художника работа. "Это компьютерная рамка, можно сказать, первый независимый от Малевича "квадрат", - сказал Георгий Пузенков:

"Вы видите, прежде всего, саму рамку, а внутри -только лишь аллюзия, ощущение того, что там "квадрат". Глядя на нее, человек сразу вспоминает "Черный квадрат" Малевича. Если бы Малевича с его "Квадратом" не было, вряд ли кто-нибудь сказал, что это квадрат. Вот такие парадоксы в психологии восприятия меня очень интересуют".

И все же, как бы широко ни использовались Георгием Пузенковым возможности компьютера, в его творчестве побеждает все-таки искусство, а не цифра. "Все свои работы я делаю руками, этот человеческий заряд для меня - самое главное", - говорит художник.


Российская академия художеств предоставила свои выставочные залы (18 октября - 4 ноября) Юрию Мандаганову -художнику из Бурятии, республики, расположенной на юге Восточной Сибири, в районе знаменитого озера Байкал. Персональная выставка художника в Москве называется "Кочевник и самоцветы".

Художник привез в Москву около 30-ти монументальных инкрустированных панно, созданных им за последние годы. Все работы выполнены в сложной технике флорентийской мозаики. Создать настоящую живопись в камне помогают яркие, глубокие цвета уральских "самоцветов", переливающихся массой оттенков: синий лазурит, зеленый нефрит, красная яшма, серый, коричневый или почти черный лабрадорит

От мастера при создании композиции требуется ювелирная точность обработки материала. Каждый камень распиливается на пластины толщиной в .5-6 миллиметров, после чего художник их подгоняет друг к другу и складывает в узор.

Сюжеты каменных панно Юрия Мандаганова, главным образом, связаны с бурятским фольклором и мифологией. Из кусочков самоцветов сложены фигуры тотемных животных - быка и медведя, фигуры степной принцессы, кочевницы, путешествующего по райским землям верблюжьего каравана. Но рядом с героями бурятского эпоса возникают такие неожиданные образы, как похожий на сфинкса карточный игрок или великий испанский художник Сальвадор Дали. Впрочем, они не кажутся здесь чужеродными, ведь все работы художника выполнены в единой стилистике, приближенной к таким направлениям искусства XX века, как конструктивизм, экспрессионизм и даже поп-арт.

Картины-панно Юрия Мандаганова, полные душевной теплоты и философской глубины, сегодня украшают музеи и частные коллекции России, Германии, Франции, США, Китая и Кореи.


На Международном Салоне кукол, который в третий раз прошел в Москве (10-14октября), наблюдалось небывалое количество кукольников во всего мира. Они представили настоящие произведения искусства, стоимость которых доходила до 40 тысяч долларов.

По традиции, во время работы Салона состоялось вручение приза "Мегазвезда" - за выдающийся вклад в кукольное искусство и достижения в области авторской художественной куклы. Награда была присуждена голландской кукольнице Тине Камерберг за куклу "Дама с павлином". Художница привезла в Москву целую коллекцию фей - это ее любимые образы. Вот, например, веселая фея в платьице, напоминающем шляпку мухомора, или фея с миниатюрными весами в руке. В будущем Тина планирует сделать 12 фей, символизирующих знаки Зодиака.

Тина Камербек не первый раз на Международном салоне кукол в Москве и успела заметить, что он отличается от подобных выставок в других странах:

"Российский салон отличается, прежде всего, тем, что люди здесь очень артистичные. В других государствах, особенно в США, - это скорее не представление, а обычная выставка-продажа".

На Международном Салоне кукол русские художники выступили тоже успешно. Приз за "Лучший креативный проект", например, достался молодых мастерицам из уральского города Перми - сестрам Поповым. Их куклы объединили в себе две традиции - восточную и европейскую.

Одна из сестер, Елена Попова рассказывает, как возникла идея. "Мы купили японскую рисовую лампу, - сказала она. - И своей структурой она напомнила нам строение кринолинов - широких юбок на тонких обручах, которые носили в Европе XVIII века. Кроме того, из Европы XVIII века, в частности, Франции, пошла мода на всё экзотическое - высокие нагроможденные прически, выбеленные лица, что всегда было характерно для Японии".

Свои коллекции в Москве представили не только отдельные художники, но и целые кукольные галереи. Публике, судя по всему, очень понравился проект "Настроение" галереи Варвары Скрипкиной из Санкт-Петербурга. Четыре шута в расшитых золотом бархатных костюмчиках передают разные настроения: один, на троне, - самодовольный, уверенный в себе, другой, нежно прижимающий к себе зайца, изображает любовь. А московская галерея "Вахтановъ" - первая российская кукольная галерея, основанная 10 лет тому назад, выбрала тему "Ясли-Сад". И поэтому в ее коллекции кукол - мальчишка-забияка с разбитой коленкой, показывающий всем язык, и даже фарфоровая Фрекен Бок, смотрящая на всех сверху вниз и как будто говорящая: "О воспитании я знаю все!".

Т.Карпекина, Л.Рощина
18.10.2007
www.ruvr.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован