11 июня 2008
944

Александр Синенко: Ответственность участников фондового рынка расширят до 1 млн рублей


Как стало известно, законодатели решили-таки залатать дыры в законодательстве, регулирующем деятельность российского фондового рынка.
Сегодня в рамках пресс-конференции о законотворческих новинках рассказали представители экспертного сообщества, Госдумы и ФСФР. Очевидно, что готовящиеся новации - лишь первая ласточка в серии масштабных изменений, имеющих конечной целью упорядочить ситуацию не только на фондовом, но и на финансовом рынке в целом.

И это неудивительно. Российский фондовый рынок сегодня прочно и, увы, заслуженно носит у иностранных инвесторов клеймо "непрозрачного" и инсайдерского, рассказал председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка /НАУФОР/ Алексей Тимофеев. Имея такие исходные данные, сложно воплотить в жизнь амбициозные планы по превращению России в один из крупнейших международных финансовых центров, каковые были высказаны на состоявшемся в минувшие выходные экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Часто российские инвесторы размещают свои средства на зарубежных площадках вовсе не потому, что те доходнее, а потому, что там лучше защищены права участников, а биржевая игра происходит прозрачно и в рамках закона. Еще одна беда - манипулирование ценами, и регулятор в лице ФСФР иногда отказывается от преследования нарушителей по нынешнему законодательству, ибо по большому счету это бессмысленно. На практике сегодня можно применять лишь несколько кардинальных мер, включая отзыв лицензии, но столь жестко карать незначительные нарушения было бы нелепо.

Для того, чтобы упорядочить ситуацию и внести четкую корреляцию между тяжестью вины и степенью наказания, Госдума 4 июня сего года в первом чтении одобрила Законопроект об усилении административной ответственности за манипулирование ценами на фондовом рынке. Документ, по словам заместителя главы ФСФР Александра Синенко, основывается на анализе 10-летней практики применения ныне существующих положений Кодекса РФ об административных правонарушениях /КоАП/. Опыт этот в целом положительный, однако нельзя отрицать существенных для активно развивающегося фондового рынка изменений, произошедших в последние годы. Появляются новые субъекты, меняется характер их взаимоотношений, повышается значимость финансового сектора в целом. Поэтому законопроект предполагает ужесточение ответственности за нарушение российского законодательства об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. Изменения также вносятся в закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.

Законопроект предусматривает штрафы в зависимости от вида и общественной опасности правонарушений - для должностных лиц они колеблются от 5 до 200 МРОТ, а для юридических - от 2 до 10 тысяч МРОТ. В ходе обсуждения многие депутаты отметили, что предлагаемые размеры штрафа существенно превосходят степень общественной вредности рассматриваемых правонарушений. Так что в ходе второго чтения возможны принципиальные изменения. Кроме того, А.Синенко отметил, что срок давности для привлечения к административной ответственности предлагается увеличить с 2 месяцев до года, а ФСФР получает право самостоятельно проводить административные расследования. Расширен круг должностных и иных лиц, которые будут нести ответственность за нарушения. К ним будут относиться, например, члены совета директоров, наблюдательных советов, счетных комиссий.

По словам А.Тимофеева, важно, чтобы российский рынок ценных бумаг воспринял принятие законопроекта позитивно. Ведь его цель - защищать участников рынка, регулировать его, вычищать "паршивых овец", которые, увы, здесь еще остались. Возражения и опасения участников рынка, в свою очередь, озвучил член комитета ГД по финансовому рынку Павел Медведев. В частности, он заявил, что некоторые составы преступления, по мнению игроков, описаны недостаточно однозначно. Поэтому придется потратить еще какое-то время, чтобы договориться о единообразии понимания слов и толкований. С тем, что законопроект должен стать шагом по направлению к унификации словесных формулировок, согласился и А.Синенеко. Не менее важно то, что документ устанавливает размер максимального штрафа для юридических лиц до 1 млн рублей. Существующее законодательство за манипулирование ценами на финансовом рынке предусматривает только два вида санкций: либо приостановление, либо аннулирование лицензии профучастника. Это слишком жестко, отметил он. В то же время, столь значительный штраф может стать по-настоящему эффективной профилактической мерой для желающих легкой наживы. Ведь, помимо существенного финансового бремени для компании, любое административное наказание несет в себе репутационные издержки. Ведь недаром участники рынка обращаются в ФСФР с просьбой выдать им документальное подтверждение того, что они не допускали нарушений. Это важно не только с точки зрения доброго имени, но и, например, при получении государственных наград. А такие награждения в последнее время возвращают былой престиж, позабытый со времен распада СССР.

ФСФР рассчитывает на то, что закон об усилении ответственности участников финансового рынка, в том числе за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг может пройти третье чтение до конца этого года, сообщил журналистам А.Синенко. "Мы хотели бы, чтобы этот законопроект вступил в силу либо в этом году, либо в I квартале следующего года", - сказал он. Такие сроки возможны при благоприятном развитии событий, подчеркнули участники обсуждения. По их словам, в ходе второго чтения документ ожидают существенные поправки. В частности, они будут касаться уточнения круга субъектов для привлечения к ответственности, сроков привлечения к административной ответственности, а также санкций. Поправки будут учитывать замечания к нормам, касающимся манипулирования ценами на финансовом рынке.

Кроме того, ФСФР готовит концепцию поправок в Уголовный кодекс, предусматривающих введение ответственности за использование инсайдерской информации, сообщил А.Синенко. Он отметил, что в настоящее время ведется работа над этим документом на уровне ведомства. После одобрения на этом уровне концепция законопроекта будет внесена в правительство для согласования, с тем , чтобы потом на ее основе ФСФР России был разработан законопроект. ФСФР уже внесла на согласование в правительство проект поправок предусматривающих внесение в уголовный кодекс состава за манипулирование ценами. Ранее А.Синенко говорил, что в перспективе отечественному фондовому рынку могут быть предложены новые инструменты. В частности, наряду с расширением спектра ценных бумаг планируется появление инфраструктурных облигаций. Их предполагается использовать для финансирования совместных государственно-частных проектов. Срок действия таких облигаций будет достаточным для того, чтобы завершить не только сам процесс модернизации или строительства, но и ввести его в эксплуатацию, и даже начать получать прибыль. Планируется, что он будет составлять не менее 25 лет. Особенный интерес такие бумаги будут представлять для пенсионной системы, которая сама по себе подразумевает долгосрочность вложений. Но, очевидно, такие новации требуют особого подхода со стороны государства.

http://iguru.ru/shares/show.aspx?id=17800

ПРАЙМ-ТАСС, 11.06.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован