Алексей Владимирович, насколько с Вашей точки зрения своевременна идея повышения планки отсечения по цене нефти для Стабфонда?
Ситуация и в самом деле почти анекдотическая: премьер, который вроде бы отвечает за общую экономическую стабильность в стране, предлагает урезать стабилизационный фонд, а министр финансов, который по идее должен ратовать за пополнение доходной части бюджета, фактически выступает против этого! Однако в нашей стране случаются и не такие чудеса, тем более что в данном случае это не такое уж и чудо. Одна из основных краткосрочных функций Стабилизационного фонда - связывание потока нефтедолларов, чтобы, с одной стороны, сдерживать инфляцию, а с другой не давать укрепляться реальному курсу рубля. Министры экономического блока вошли в правительство как раз тогда, когда эти задачи считались чуть ли не единственными приоритетами экономической политики - неудивительно, что и сейчас они стоят на тех же позициях.
Задачи контроля за инфляцией и поддержания конкурентоспособности, безусловно, были и остаются важными, однако у этой медали есть и другая сторона. Учредив Стабилизационный фонд как оперативный инструмент связывания избыточных доходов, правительство до сих пор не решило, что оно будет делать с ним в долгосрочной перспективе. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что даже порядок и направления инвестирования неснижаемого остатка в 500 млрд. руб. до сих пор до конца не определены, и это уже привело к упущенной выгоде в десятки миллиардов рублей. Сформировав солидный "денежный мешок", правительство по сути сидит на нем как собака на сене, и в частности, связывает те самые инвестиционные ресурсы, которые могли бы пригодиться для развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Вероятно, опять-таки по инерции, оно рассчитывает поддержать темпы роста за счет низкого реального курса курс рубля. Однако те резервы среднесрочного экономического роста, которые создавались после дефолта 1998 года, уже подходят к исчерпанию, тогда как за все последние годы ни новых "точек роста", ни альтернативных источников финансирования новых инвестиционных проектов нащупать так и не удалось. Вечно так продолжаться не может, и именно поэтому уже сейчас необходимо использовать все возможные средства для того, чтобы создать новые положительные импульсы, дать толчок долгосрочным инвестиционным программам, побудить частную инициативу, без которой нашу экономику в долгосрочной перспективе не спасут никакие стабилизационные фонды. Текущие издержки ослабления денежной политики сравнительно невелики, однако куда более важным может оказаться тот простой сигнал, что Стабилизационный фонд для правительства - это не священный и неприкасаемый идол, а инструмент для достижения стратегических целей вывода страны на траекторию устойчивого роста. Стабилизационный фонд нужен стране лишь в той мере, в какой он помогает решать эту задачу; в противном случае (и несмотря на все конъюнктурные преимущества) он был и останется чистой упущенной выгодой.
9 марта 2005