10 мая 2005
1331

Алексей Белянин: Рентная экономика может управляться `по Шувалову`. Рыночная - нет

Алексей Владимирович, помощник Президента России Игорь Шувалов выступая на ежегодной инвестиционной конференции американской торговой палаты сказал, что участие иностранных компаний в отраслях экономики РФ должно быть ограничено. В данный момент разрабатывается проект стратегических интересов России. Однако, в этом случае ограничивается участие иностранного капитала в российской экономике. Учитывая, что в этом году Россия намерена вступить в ВТО, возникает вопрос - как заявление Шувалова будет восприниматься иностранными инвесторами, и не осложнит ли это процесс переговоров с ВТО?

Насколько я могу судить, отношение иностранных инвесторов, причем как нынешних, так и потенциальных, к экономике России сейчас достаточно осторожное. С одной стороны, Россия привлекательна для инвестирования в силу своих природных запасов, все еще сравнительно дешевой рабочей силы, а также достаточно емкого внутреннего рынка. С другой стороны, инвесторов не могут не отпугивать такие факторы, как институциональная неустойчивость, непрозрачность бизнес-структур, коррупция чиновников, слабость законодательной базы, в которой сочетается высокая зарегулированность экономической деятельности и наличие большого количества лазеек, которыми "знающие люди" могут пользоваться для достижения неконкурентных преимуществ. И самое главное - неопределенными остаются правила игры в смысле возможности вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

Тот же Шувалов на конференции коснулся дела ЮКОСа, признав (и это, кстати, уже не первое признание чиновников высокого ранга), что оно плохо влияет на инвестиционный климат в России. Предложенные им объяснения преследования компании в том смысле, что они носят "показательный" характер едва ли убедят большинство участников конференции. Ведь ЮКОС неоднократно обращался к властям РФ с предложением урегулировать существующие претензии в менее драматичном порядке, чем это происходит сейчас, т.е. без развала компании. Ни одно из этих обращений не получило ответа от государства - по крайней мере, так говорят представители ЮКОСа, и этого не опровергает ни один государственный чиновник. Какой вывод должен сделать из этой истории любой бизнесмен, и тем более крупный инвестор? Вероятно, тот, что дело не в налоговой дисциплине, а в каких-то других факторах, которые делают "избранные" компании принципиально "непереговорными"; а единственный способ наверняка быть "переговорным" - это безоговорочно принять те правила игры, которые предлагает государство. Более того, все то же дело ЮКОСа свидетельствует о том, что государство оставляет за собой право менять эти правила на ходу, и что согласиться следует и с этим. Нельзя сказать, чтобы это было принципиально невозможно для бизнеса - в конце концов, инвестор может сделать поправки и на эти риски, особенно если деньги пахнут большой нефтью. Однако в развитых рыночных экономиках так не работают, и это обстоятельство шлет инвесторам крайне негативный сигнал.

То есть, вы считаете, что, например, новый закон "О недрах" несвоевременен?

Дело здесь не в законе "О недрах", а в особенностях национального бизнеса. Конечно при прочих равных условиях членство в ВТО - это хороший знак, однако я вовсе не уверен, что после вступления бизнес-климат в России в одночасье станет здоровым и благоприятным: слишком уж много у нас влиятельных лиц, кровно заинтересованных в получении ренты. Им-то прекрасно понятно, что любое открытие рынка - это лишние конкуренты, которые только путаются под ногами, пусть и приводя при этом к повышению благосостояния потребителя. Довольно привести один простой пример: почему местные власти до сих пор нередко противятся значительному притоку инвестиций в свой регион? Казалось бы, кому как не им радоваться надо, что инвесторы идут - так нет же! Причина крайне проста: когда инвестиций мало, их все можно отследить, и направить в предприятия и компании, подконтрольные или лояльные подчас и просто местным властям. Как только поток становится слишком большим, он выходит из под контроля, и порождает конкуренцию тем самым компаниям и предприятиям, в которых власти имеют свой интерес, а следовательно, означают потерю доходов. Эту нехитрую логику нельзя перечеркнуть ни заявлениями крупных чиновников, ни назначением губернаторов, ни законом о недрах, ни членством в ВТО. Если на одной чаше весов стоит общественный интерес, а на другой - личный, то какая чаша перевесит в умах и сердцах тех, кто контролирует денежные потоки? Рад бы ошибиться, но мне лично почему-то не верится, что первая.

Членство в ВТО, естественно, несколько осложнит задачу ловли крупной рыбки в мутной воде - в конце концов, во многом именно поэтому и не пускают иностранных инвесторов в наиболее доходные отрасли промышленности. Однако вряд ли ВТО в одиночку способно положить конец той практике присвоения ренты, которая сложилась в России. Иностранные инвесторы, вероятно, разделяют эту точку зрения - потому и не гоняются со своими долларами и евро за нашим длинным рублем.

30 марта 2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован