10 мая 2007
2788

Алексей Белянин: Самоидентификация: Россия и с коррупцией борется уникально-своеобразно

Алексей Владимирович, в опубликованном недавно исследовании докторанта Чикагской школы бизнеса Максима Миронова утверждалось (на основании баз данных банковских проводок за 2003-2004 годы), что услугами "обналички" пользуется до 60% российских компаний. Причем это далеко не только частные фирмы, но и госкомпании. С чем, с вашей точки зрения, это связано? Действительно ли российский бизнес такой нечестный?

Нечестность - понятие относительное: Остап Бендер, как известно, знал четыреста способов сравнительно честного отъема денег. Нечестность может быть разной "степени", и иметь сложные отношения с законами, лазеек в которых со времен великого комбинатора, вероятно, только прибавилось. С точки зрения закона, кстати, обналичка сама по себе не является нелегальным действием: предприятие или частное лицо имеют полное право снять денежные средства со своего счета, поскольку эти деньги - их собственность, и поскольку они не заработаны нечестным путем (в этом последнем случае обналичка превращается в "отмывание", а это уже преступление). Ограничения состоят лишь в том, что при обналичивании крупных сумм денег банки обязаны сообщать в службу финансового мониторинга. По-видимому, именно этой огласки и стремятся избежать многие из тех, кто пользуется услугами обналички.

Причин на то может быть несколько. Во-первых, это регулярные расходы, которые можно снизить, если оплачивать их наличным способом. Типичный пример - выплата зарплат "в конвертах", что позволяет избежать уплаты ЕСН. В последние годы таких выплат, по-видимому, стало меньше, хотя точной статистики, естественно, нет. В наличной форме оплачиваются также многие виды услуг, которые по своей природе могут быть и вполне легальными (мелкий ремонт, представительские расходы, охранная деятельность). В этом случае наличка - это способ упрощения расчетов между разными агентами, впрочем, не без ущерба государству: будь выплата официальной, она стала бы прибылью исполнителя, и с него следовало бы платить налоги. Нелегальные выплаты - например, растаможка, взятки, подкуп должностных лиц, заказные преступления - разумеется, также присутствуют, однако в силу специфики природы таких сделок любые оценки их объема и динамики могут быть лишь приблизительными.

Как минимум не менее важными являются полуофициальные и неофициальные взаимодействия предприятий с государственными органами. Речь здесь идет не о разовых взятках, а о системе: когда руководитель местной администрации хочет профинансировать какой-либо проект, его нежелательно оплачивать из бюджетных средств. Куда лучше привлечь добровольные пожертвования бизнеса; если же тот почему-то не проникнется важностью инициативы чиновника, ему можно тонко намекнуть, что налоговая инспекция, пожарная инспекция, миграционная служба, санэпидстанция и еще немало инстанций, подконтрольных местной администрации, могут проявить недюжинный интерес к законности его бизнеса. И бизнес делает свои выводы, и оплачивает инициативу чиновника, причем добровольно и с песнями - почти как та кошка, которую заставили есть горчицу. Проектов такого рода много, причем на самых разных уровнях: чего стоят одни массовые шествия многочисленных новообразованных молодежных движений, за которыми явно или неявно стоит государство. Проблема в том, что такого типа взаимодействия приобретают масштабный характер, становятся нормой практически во всех регионах и на всех уровнях властной вертикали. В итоге помимо официальных обязательств бизнеса перед бюджетом у него возникают неофициальные обязанности перед представителями органов власти, причем характер и объем этих обязанностей неизвестен заранее. Все это вместе, конечно, порождает как спрос на наличные средства, так и стремление бизнеса по возможности занизить свои ресурсы, т.е. опять-таки уйти в тень.

Чиновники спорят по поводу того, как бороться с теневым сектором. Есть чиновники, которые говорят, что нужно применять силовые механизмы, а, допустим, Кудрин, отстаивает точку зрения, что действий ЦБ и Росфиннадзора вполне достаточно и они эффективны, и не надо перегибать палку. Если исходить из той картины, которую описали вы, то получается, что ни то, ни другое, не будет достаточно эффективным. Тогда каков выход из положения?

Борьба с коррупцией в России - вещь очень своеобразная: она ведется лишь до тех пор, пока не мешает осуществлению конкретных интересов конкретных чиновников, в конечном счете контролирующих эту самую борьбу. Единственный реальный выход мне видится в гласности, открытости и контроле за деятельностью государственных органов, причем контроле не со стороны государства же, а со стороны действительно независимых (т.е. неподконтрольных государству) общественных организаций. В настоящий момент этого контроля нет - вот и получается, что закон в России действительно бывает суров, но суров для одних и мягок для других, и эта избирательность, конечно, не есть свойство действительно правового государства. И тем более печально, что по большому счету гарантией от проблем с законом является вовсе не исполнение всех его норм, а лояльность данного предпринимателя к тем органам государственной власти, которые этот закон должны обеспечивать, обслуживать, следить за его исполнением, и которые слишком часто делают это скорее в своих собственных, чем в общественных интересах.



19 февраля 2007

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован