10 мая 2005
1384

Алексей Белянин: Структура управления страной в нынешнем виде - порочна


Алексей Владимирович, Всемирный банк отмечает стремительный экономический рост, повышение уровня жизни и снижение бедности в России за последние годы. Однако, по мнению ВБ это недостаточно используется правительством для проведения структурных реформ. Кроме того, можно отметить, что за последние несколько лет разрыв в доходах между 10% самых обеспеченных и 10% самых бедных россиян неуклонно растет. С чем связано такое неравновесие распределения социальных дивидендов от значительного экономического роста?

Это связано со структурой собственности в России, а более глобально говоря - с той системой социально-экономических отношений, которая у нас сложилась в постперестроечные 90-е гг. и в основе своей просуществовала в неизменном виде до наших дней. Реформы начала 1990-х гг. привели к тому, что в России добрые 2/3 экономики в одночасье оказались неконкурентоспособными, отсталыми и обреченными на осталость новой системой рыночных отношений. Напротив, самые "лакомые куски" некогда государственного пирога быстро оказались в руках тех немногих, кто первым подоспел к его разделу, был вхож во властные структуры (т.н. "семью"), и сумел всевозможными способами приватизировать потоки доходов - начиная с продажи нефти за рубеж, и заканчивая получением ренты с монопольных внутренних рынков.

На рубеже веков ситуация стала вроде бы изменяться - сменилась власть, начался экономический рост... и все же контуры новой структуры собственности и управления экономикой оставались до конца неясными. В последний год-два туман рассеялся, и стало понятно, что за исправлением ошибок приватизации начала 1990-х, восстановлением законности и повышением эффективности государственного аппарата стоят вещи гораздо более простые и прозаические. Структура собственности и рычаги управления национальной экономикой остались прежними - сменились только рулевые у кормила власти. Не устранены ни социальное неравенство, ни разрывы экономических возможностей; за последние годы не создана ни одна новая точка роста, а страна (в лице своих самых богатых граждан) по-прежнему проедает наследие отцов и достояние потомков. В результате Россия - вторая страна по числу долларовых миллиардеров (уступая по этому показателю только США) - и это при том, что по текущему уровню ВВП мы занимаем 16-е место в мире, а по ВВП на душу населения и вовсе находимся где-то в седьмом десятке.

А можно ли как-то сократить разрыв между самыми обеспеченными и самыми бедными россиянами так, чтобы это не ударило по экономическому климату России?

Я не думаю, что такой способ есть: любые переделы собственности всегда болезненны. Другое дело, что я не верю и в то, что ныне существующий "климат" отменно здоров и благоприятен для долгосрочного экономического развития. С моей точки зрения, структура управления и собственности в том виде, в котором она существует сейчас, в основе своей порочна, ибо она означает очень большие возможности для очень узкого числа людей, и практически никаких возможностей для подавляющего большинства населения. Возможность честно заработать себе на достойную жизнь, не говоря уж о том чтобы реализовать свои возможности, способности, творческий потенциал, повысить социальный статус - имеет лишь сравнительно узкая прослойка, включающая в себя большинство столичных жителей, региональных бизнесменов и элит. В то же время аналогичных шансов у человека, выросшего в простой рабочей семье где-нибудь в шахтерском поселке в Кузбассе, в наши дни гораздо меньше, чем было в советские времена. Именно это - самое главное препятствие на пути долгосрочного экономического развития и роста, а в перспективе и основная угроза национальной безопасности. Потому что главное богатство страны составляют не нефть и не боеголовки, а силы, способности и возможности ее граждан. Если у граждан нет возможностей, у страны нет перспектив - по крайней мере, перспектив глобального лидерства.

А есть ли способ как-то сгладить эту проблему?

Основных способов, наверное, может быть два. Первый из них можно условно назвать "добрый царь", хотя в академических аудиториях он более известен как благожелательное правительство (benevolent government). Добрый царь (или благожелательное правительство) заботятся не о собственном благосостоянии и благополучии своих близких, а о том, как максимизировать общественное благосостояние, как сделать лучше всем людям в обществе. Независимо от того, что думает большинство, и сколь бы несправедливыми ни были бы начальные условия, он должен обеспечить в стране такую систему экономических отношений и распределения доходов, которая создаст равные возможности для разных людей. Этот способ, по идее, позволяет пройти долгий путь социальной стабилизации и выхода на траекторию устойчивого роста за считанное количество месяцев и лет, причем даже при отсутствии согласия в обществе относительно оптимальной траектории этого движения. Другое дело, что и сам царь и его команда могут неверно оценит эту траекторию, а поправить ее будет некому.

Существует и другой способ, опробованный в ряде ведущих стран - это гражданское общество и демократия, основанные на равном представительстве всех слоев населения. В этих условиях те люди, которые оказались в нижних доходных группах, имеют точно такой же голос, как и представители политической и бизнес-элит, и все эти голоса учитываются при принятии важнейших государственных решений. Эта модель, конечно, также не свободна от недостатков - в частности, в ней гораздо дольше может идти процесс политического торга, откладывающий принятие нужных решений; зато она обеспечивает систему сдержек и противовесов, которая препятствует скатыванию в любые крайности. Государство в этом случае обеспечивает лишь соблюдение правил игры и равенство всех перед Законом. Так., напр., в послевоенной ФРГ при введении новой национальной валюты каждый гражданин получил одинаковую сумму новых немецких марок - как знак того, что строится общество равных возможностей.

То есть, вы считаете, что вполне можно заимствовать опыт других стран, и для России это подойдет?

К сожалению, я так не считаю: в задачах социального строительства взять "прогрессивную импортную технологию" и механически применить ее "у нас", как правило, не получается. Сколь бы ни была хороша идеальная социальная архитектура, ее воплощение в жизнь непременно вступит в противоречие с теми интересами власть предержащих, которым она будет угрожать. Тем не менее такой шанс есть - но чтобы он стал реальностью, общество (в лице критической массы граждан) должно осознать, в чем его интерес, и куда оно должно двигаться, какой социально-экономический строй оно считает оптимальным с точки зрения эффективности и справедливости. А это невозможно без того, чтобы люди не осознали, в чем действительно состоит и их собственный, и общественный интерес - как результирующий вектор интересов индивидуальных.

А под добрым царем вы понимаете партию, или это какая-то конкретная личность?

В принципе, добрым царем может быть и партия, которая находится у власти, и конкретная личность, и коллективный государственный орган, напр., парламент или сенат. Главное - чтобы они обеспечили "наилучший" учет общественных интересов при действительном соблюдении баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Проблема, однако, в том, что такая система в большей степени, чем гражданское общество, зависит от субъективного фактора - воли одного лица или группы единомышленников, их представлений об общественном благе, наконец, просто от их личного опыта, вкусов и предрассудков. "Добрый царь" должен взять на себя ответственность быть одновременно и мерой общественного блага, и верховным арбитром по справедливому, правильному взвешиванию частных интересов интересов - а ведь он всего лишь человек, и nihil humanium... В гражданском обществе тоже есть такая угроза, однако принимаемые решения вырабатываются как результирующий вектор интересов разных групп лиц, что снижает вероятность ошибки.

23 марта 2005

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован