10 февраля 2006
1808

Алексей Белянин: В ВТО Россия сможет вернуть себе место `житницы Европы`

Алексей Владимирович, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев недавно в Берлине заявил о поддержке Россией либерализации мировой торговли. По словам Гордеева, одно из важнейших противоречий, которое предстоит уладить при вступлении в ВТО - это разница в объеме поддержки производителей. Уровень агрегированной поддержки на одного работника сельского хозяйства в России составляет 300 евро, а в Европе - 5000 евро.
С экономической точки зрения уменьшение объема субсидирования - благо для российского бюджета, однако есть ведь и обратная сторона медали. Чем чревато для наших производителей снижение субсидирования или его отмена, как это предлагала нам Австралия?

Верно, что в Европе субсидий гораздо больше, чем у нас, но, прежде всего, потому, что в развитых европейских странах и ВВП на душу населения, и уровень жизни, и доходы гораздо выше, чем у нас. Поэтому высокие дотации европейским фермерам отражают, с одной стороны, их большие бюджетные возможности в том, что касается субсидирования, а с другой, необходимость больших дотаций просто для того, чтобы фермеры оставались в бизнесе, а не уходили бы в города. А эта угроза для многих из них вполне реальна, учитывая растущее предложение сельскохозяйственной продукции со стороны развивающихся стран. Недаром эти последние даже подняли вопрос на уровне ВТО, и вынудили Евросоюз признать необходимость постепенной отмены субсидий, лишающих сельскохозяйственных производителей Азии, Африки и Латинской Америки их справедливых конкурентных преимуществ.

Наши сельхозпроизводители в этом отношении находятся, пожалуй, в более выигрышном положении, чем европейские. В последние годы производство сельскохозяйственной продукции было скорее на подъеме: устойчивой оставалась рентабельность большинства видов продукции, благодаря хорошим урожаям впервые после многолетнего перерыва вновь начался экспорт зерновых, а в ряд производств (например, птицеводство) пошли большие капиталы. Это вселяет некоторые надежды на то, что даже в случае отмены сельскохозяйственных субсидий наши производители смогут опереться на собственный запас прочности. Не следует забывать и о том, что наш продовольственный рынок "защищен" от дешевого экспорта из развивающихся стран как минимум двумя факторами: большими расстояниями и незначительными, по сравнению с европейскими, масштабами - ведь даже для наших горожан далеко не чуждо понятие подсобного хозяйства, практически полностью забытое жителями европейских мегаполисов.

Открытие наших рынков при вступлении в ВТО, конечно, не может пройти незамеченным - тем более в такой чувствительной сфере, как сельское хозяйство. С одной стороны, крупные сельхозпредприятия еще с советских времен привыкли жить на дотациях, и снижение ассигнований в этих отраслях может негативно сказаться на стимулах сохранения бизнеса. Однако еще более принципиальными мне представляются ограничения других типов: инфраструктурные, институциональные и организационные. Инфраструктурные ограничения связаны с количеством и качеством дорог - путей для вывоза продукции, и в особенности возможностей ее перераспределения между регионами. Институциональные ограничения связаны со свободой выбора сельхозпроизводителей в том, что касается способов реализации продукции, и в более широком смысле - свободы предпринимательской деятельности, которая не ставит производителя в зависимость ни от перекупщика, ни от чиновника местной администрации. Наконец, организационные ограничения сдерживают полную реализацию нашего, в общем-то, очень богатого ресурсного потенциала. По европейским меркам у нас имеется целый ряд безусловно уникальных возможностей для выращивания экологически чистой продукции, которая при нормальном налаженном сельскохозяйственном производстве, транспорте и маркетинге может пользоваться спросом в странах ЕС. Однако налаживание такого производства требует не только субсидий нынешним производителям, но, прежде всего, организационных реформ на уровне предприятий. В хорошем случае отмена субсидий может даже ускорить этот процесс, послужив неким стимулом к тому, чтобы наши производители в большей степени думали бы о том, как продвигаться на новые рынки, как их осваивать, как доводить продукцию до покупателей в России и за рубежом, и добиваться того, чтобы ее покупали.

А вы считаете, что основная проблема - именно в организационных вопросах.

Я думаю, что это одна из основных проблем. Подчеркиваю, что ниша здесь есть: ведь уже к 2010 г. европейцы должны фактически отменить свои субсидии, так что на европейских рынках сложится совсем другая среда. В конкуренции со странами третьего мира у нас в ряде случаев будут совсем неплохие шансы, обусловленные, прежде всего, природными факторами: уникальные земельные ресурсы, изобилие воды, сравнительная близость к европейским рынкам. Войдя в ВТО, мы уже не должны подвергаться дискриминации в доступе на эти рынки - надо лишь делать то, что будет пользоваться спросом, т.е. качественную продукцию. Сумеем - вполне вероятно, что Россия сможет стать не только энергетической сверхдержавой, но и вернуть себе место "житницы Европы". Однако между такой возможностью и реальностью - дистанция немалого размера.

23 января 2006

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован